"Черный квадрат" Малевича - грандиозная мистификация?

Анонс:

Творец оказался в нужном месте в нужное время и сумел себя правильно пропиарить?

"Черный квадрат" Малевича - грандиозная мистификация?

«Чёрный супрематический квадрат» — самая известная работа Казимира Малевича, созданная в 1915 году, одна из самых обсуждаемых и самых известных картин в русском искусстве.

«В истории мирового искусства нет, наверное картины с более громкой славой, чем „Чёрный квадрат“ Казимира Малевича, нет произведения, вызвавшего появление стольких других произведений,… нет артефакта, обладающего подобной непреходящей актуальностью. «Чёрный квадрат» стал настоящей вехой в истории русского и мирового искусства двадцатого века" — заявляют искусствоведы.

В 2007 и 2013 году в Германии и Швейцарии прошли специализированные выставки, которые должны были показать влияние «Черного квадрата» на развитие живописи в мировых масштабах.

Написаны тысячи статей о глубинном смысле и непреходящей ценности «Черного квадрата». Заявляли, что «Черный квадрат» — это истинная икона в живописи, которой нужно поклоняться вместо всяких «мадонн» и «венер».

Изображение

«Черный квадрат» К.Малевича, Третьяковская галерея


Однако было и иное мнение по поводу «Черного квадрата». Сторонники реализма в искусстве неоднократно утверждали, что художник вводит публику в заблуждение, смеется над зрителями, подсовывая им с глубокомысленно-философским видом пустышку. Они утверждали, что подобные «шедевры» может намалевать даже ребенок или непрофессионал.

Противниками Малевича было сделано множество пародий, всяческих чёрных треугольников и прямоугольников, белых квадратов на белом фоне и т.д. Юмористы развлекались, гадая, что же такое изображено на картине. Наиболее популярной версией было — «негры ночью воруют уголь».

Предполагали, что художник не закончил работу над какой-то картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу чёрной краской. Так на свет появился первый «Черный квадрат». Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Чёрные квадраты» уже на чистых холстах.

«Черный квадрат» впервые был выставлен на итоговой футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной» и занимал почетное место в «красном углу».

Изображение

Предложения исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем делались неоднократно. Однако ученые и искусствоведы считали, что великому шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб. Авторские повторы хранятся в Эрмитаже, Государственном Русском музее, а самый первый «Черный квадрат» — в Третьяковской галерее.

И вот, в 2015 году, в год 100-летия «Черного квадрата» — произошло полнейшее фиаско тех, кто взахлеб славословил космические глубины произведения Малевича. Искусствоведы Третьяковской галереи сделали сенсационное заявление: они нашли два цветных изображения под знаменитым черным квадратом. Это открытие было предопределено тем, что верхний слой картины начал трескаться от времени и через кракелюры проглянул цветной слой краски, сделавший «Черный квадрат» уже не соответствующим своему названию.

В ходе исследований эксперты установили, что в рентгеновских лучах на «Черном квадрате» хорошо видны очертания другой картины — тоже супрематической, из каких-то геометрических фигур, но отнюдь не черно-белой, чему искусствоведы всегда придавали гигантское значение.

Более того, экспертам удалось расшифровать надпись, оставленную Малевичем на «Черном квадрате». Выяснилось, что те, кто язвил про негров и уголь, оказались чрезвычайно близки к истине. Учёные расшифровали надпись на картине, которая гласит «Битва негров в тёмной пещере». Получается, что Малевич закрасил первую цветную композицию, а затем в шутку изобразил эту самую «пещеру с неграми» в виде черного квадрата. Кстати, по расположению замазанной записи стало ясно, что в Третьяковской галерее первый «Чёрный квадрат» Малевича был повешен вверх ногами.

Но даже этот свой шутливый «шедевр» Малевич сделал в подражание более известному тогда предшественнику! И совершенно точно известно кому именно он подражал — Альфонсу Алле!

Альфонс Алле (фр. Alphonse Allais)(1854 — 1905) — французский график, журналист, эксцентричный писатель и чёрный юморист, известный своим острым языком и абсурдистскими выходками. Рассказ о нем заслуживает отдельной статьи.

Пока же укажем на один примечательный факт: Алле на четверть века предвосхитил известные эпатажные выставки дадаистов и сюрреалистов 1910-х и 1920-х годов. В Галерее Вивьен, во время выставок «Отвязанного искусства» (фр. «les Arts Incohérents») он впервые экспонировал свои «монохромные картины».

Первым в серии «художественных открытий» шутника Альфонса Алле стало совершенно чёрное и почти квадратное полотно «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882 год). Затем Алле выставил девственно белый лист под названием «Первое причастие бледных хлорированных девушек в снежную пору» (1883 год). Спустя ещё год, перед публикой предстала очередная картина Альфонса Алле — ярко-красное одноцветное полотно под названием «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» (1884 год).

Изображение

«Битва негров в пещере глубокой ночью» Альфонса Алле


Таким образом, за тридцать лет до супрематических «откровений» Казимира Малевича Альфонс Алле сделался автором первых абстрактных картин. Единственное, но судьбоносное отличие Альфонса Алле от своих последователей, ставших знаменитыми, заключалось в том, что он, выставлял свои работы именно как шутку и нисколько не пытался выглядеть многозначительным философом или серьёзным первооткрывателем. Это и обусловило отсутствие «профессионального» признания его вклада в историю искусства.

Заявляя, что он является провозвестником нового, революционного искусства, Малевич после революции издавал теоретические работы, читал лекции, организовывал выставки, в том числе за границей, занимал престижные должности в Наркомпросе, то есть успешно монетизировал свою славу автора «Черного квадрата». При этом иные его живописные произведения практически никому неизвестны.

Последний по времени исполнения «Чёрный квадрат» был приобретён российским миллиардером Владимиром Потаниным в 2002 году в льготном порядке за 1 миллион долларов США, а затем был передан им на хранение в Государственный Эрмитаж. Если бы это полотно было выставлено на аукционе, его цена могла дойти до 80 миллионов долларов.

Своей судьбой два художника, российский и французский, очень точно проиллюстрировали старый тезис: «Не так важно, что ты делаешь, гораздо важнее — как ты это подаёшь». Если бы Алле мистифицировал публику и важно вещал о необыкновенной революционности и космических глубинах своего творчества — сейчас картины Алле, а не Малевича со товарищи стоили бы на аукционах десятки миллионов долларов.

Ну что ж, сторонники реализма в искусстве одержали очередную моральную победу. Как они и утверждали «великое» произведение оказалось всего лишь мистификацией, а те, кто им восхищался взахлеб, показали себя, мягко говоря, не совсем умными и очень внушаемыми людьми.

Сам Малевич ценил свой «Черный квадрат» выше всех остальных картин и считал его лучшим, что он написал в своей жизни, исполненным философской глубины. Малевич видел в нем тайную вселенную, подобную космосу, непостижимый «образ Бога», который невозможно переписать, изменить или превзойти, но можно, подобно иконе, повторить. Он называл его своим главным произведением, поместил на обложку своей книги о супрематизме в 1916 году, подписывал им, как монограммой, свои письма и поздние фигуративные картины. Видимо, история создания «шедевра» несколько выветрилась из его памяти и он поддался самогипнозу. Если только не дурачил публику и коллег сознательно всю свою жизнь…

Это отношение к картине отразилось даже на обряде похорон Малевича, подчёркнувшем безусловное значение «Чёрного квадрата» в его жизни. На гражданской панихиде в Ленинграде в изголовье гроба на стене висел «Чёрный квадрат» (вариант 1923 г.). Тело Малевича было покрыто белым холстом с нашитым на нём чёрным квадратом. На крышке гроба со стороны головы был нарисован «Чёрный квадрат». Во время похоронной процессии, шедшей по Невскому проспекту от Морской улицы до Московского вокзала, супрематический саркофаг был установлен на открытой платформе грузовика с изображением чёрного квадрата на капоте. На вагоне поезда, перевозившего гроб Малевича в Москву, был нарисован чёрный квадрат, на белом фоне, с подписью «К. С. Малевич». На гражданской панихиде в Донском монастыре в Москве «Чёрный квадрат» был укреплён на трибуне, среди цветов. Художник был кремирован, его прах захоронили в поле, рядом с деревней Немчиновка. В поле над могилой художника был поставлен супрематический белый деревянный куб с изображением чёрного квадрата. Почти сразу могила была вскрыта любопытствующими местными подростками, а во время войны вообще затерялась. В 2015 году в подмосковном поселке Ромашково Одинцовского района на месте предполагаемого захоронения художника энтузиасты установили закладную плиту будущего памятника – мраморный черный квадрат тех же размеров, что и хранящаяся в Третьяковке картина. Опять «Черный квадрат»...

Изображение

Похоже, что творчество Малевича можно сравнить с воздушным шариком, который был удачно подхвачен восходящими потоками и вознесся на небывалую высоту. Творец оказался в нужном месте в нужное время и сумел себя правильно пропиарить. Но рано или поздно воздушные шарики лопаются...

Жанна ПОВЕЛИЦЫНА

12:20
11.81K
0
Карим Азизов 2 года назад #

Это ж надо, целый век сумасшествие по пустышке продолжалось!

0
Infoabad Infoabad 2 года назад #

Да и сейчас ничего не изменилось. В Википедии скороговоркой упомянуто про надпись на картине, как о чем-то несущественном.