Хасава - уникальный женский головной убор туркменок

Анонс:

Восхищает красота и самобытность изделия — это настоящая корона цариц.

Хасава - уникальный женский головной убор туркменок

Занимаясь изучением головных уборов этнических групп туркмен, мне очень повезло найти уникальный экспонат в этнографическом музее Санкт-Петербурга: необыкновенный, потрясающей красоты туркменский женский головной убор – хасава. Это один из наиболее интересных и древних свадебных головных уборов туркменок.

Восхищает красота и самобытность изделия, и едва ли где-то в мире можно встретить подобный образец.

Здесь и бляхи, выкованные из червонного золота и серебро с сердоликом, и шелк, и бархат, и парча, различные цепи филигранной работы.

Изображение

Своим внешним видом старинный женский головной убор туркменок хасава или хасаба напоминает убор жриц богини плодородия эллинистического времени Деметры, сплетаемый или свиваемый из древесных прутьев, а у главных жриц – из золота. В то время он назывался келафа или колотоса (корзина).

Многочисленные археологические находки на территории Туркменистана — тиарообразные головные уборы — встречаются на терракотовых женских фигурках, найденных в Старом Мерве (III в. до н.э.-II–III вв. н.э.). Это женские божества, относящиеся к культу богини — матери. На голове этих статуэток из Мерва – высокий, раструбообразный головной убор, напоминающий не то калаф Деметры, не то борюк замужних туркменских женщин.

Головной убор, напоминающий по форме борюк, можно разглядеть на парфянских статуэтках из Нисы (III-I век до нашей эры). Его характер с течением времени претерпевал изменения, но долго оставался традиционным атрибутирующим признаком костюма туркменок.

Терракотовые статуэтки донесли до нас искусство древних мастеров и облик их современников. Как не согласиться со схожестью обликом современных туркменских женщин с античными богинями Маргианы: тот же самый высокий головной убор, пробор прически, ожерелье из бус и идентичная манера ношения накидок.

В далеком прошлом женщины носили головные уборы, достигающие высоты до полуметра. Такой убор, являясь символом сословной принадлежности и частью костюма, был строго регламентирован. В свою очередь, женские головные уборы разделялись на праздничные и будничные. Чем знатнее была женщина, тем ее головной убор был больше по размерам и богаче украшен.

Серебряные, иногда покрытые позолотой, инкрустированные самоцветами пластины, венчавшие головной убор туркменки, придавали ей царственную осанку, диктовали степенную походку, подчеркивали красоту женщины. Огромные головные уборы на каркасе придавали торжественный вид и нарядность хозяйке. Гордость, цельность, достоинство, душевная чуткость – вот те благородные качества, которые с детства «взращивались» в туркменской женщине и которые стремились запечатлеть в безупречных формах мастера-ювелиры, оставившие нашим современницам непревзойденные образцы национальных женских украшений.

Старинные свадебные головные уборы туркменок главным образом, каркасные, особенно богато и обильно украшались серебром и золотом. Для них специально изготовлялись пластины с резным и прорезным орнаментом, с позолотой и сердоликами, своего рода шедевры ювелирного искусства.

Изображение

На юго-восточном побережье в XVIII в. туркменки носили на голове поистине королевскую корону – торжественный, очень дорогой, украшенный золотом и серебром свадебный головной убор — хасава.

В конце 80-годов XIX в. у туркменок (Казанджикского, Эссенгулыйского, Красноводского, Кызыл-Атрекского, Дашогузского районов) хасава служил головным убором невесты, замужних женщин.

Позднее, в конце XIX — начале ХХ в., он стал редкостью, и одевали его только в праздничные и торжественные дни.

В Дашогузе его одевали при возвращении невесты к жениху, после временного пребывания ее у своих родителей. После возвращения к мужу, в течение года или до рождения ребенка, женщина одевала и носила хасаву в праздничные дни, в гости. По истечении этого срока хасава снималась, и женщина одевала повседневный головной убор.

Высокий свадебный головной убор у туркмен делался на твердом плетеном каркасе из жгутов соломы и травы, из кожи и картона или на войлочной основе. Сверху каркас покрыт тонкой шелковой тканью красного цвета, на которую спереди и сзади нашиты полосы черного плиса с серебряными штампованными бляшками, сердоликами в серебряной оправе и подвесками.

Спереди обтягивалась бархатом или другой тканью, по которой укреплялись круглые позолоченные бляхи на красных шнурках, а с боков свисали большие серебряные бляхи и цепочки с бубенчиками, звон которых подобен гремучей змее. Наверху хасавы укреплялась еще серебряная куполообразная макушка гупба, с которой по обеим сторонам хасавы ниспадали бубенчики на серебряных цепочках. Верхними концами они прикреплены к массивной фигурной бляшке в виде стилизованной женской фигуры (богини плодородия).

Поверх хасавы накидывалось и ниспадало на плечи и спину красное шелковое покрывало. Поверх платка набрасывали еще тонкий шелковый головной халат из зеленого шелка пуренжек. Позднее на хасаву накидывали большие шелковые накидки чэшев чаргат — шалевое покрывало, края которого были обшиты большими серебряными кружками и бахромою.

Головной халат из тонкого шелка также украшали по швам тонкими прямоугольными серебряными пластинками.

От множества украшений она была очень тяжелой. Такие богато украшенные золотом и серебром хасавы носили богатые туркменки. В Эсенгулыйском районе сверх хасавы туркменки накидывали длинный халат буренджек из тонкого зеленого шелка с серебряными подвесками по подолу.

В далеком прошлом женщины носили головные уборы, достигающие высоты до полуметра. Такой убор, являясь символом сословной принадлежности и частью костюма, был строго регламентирован. В свою очередь, женские головные уборы разделялись на праздничные и будничные. Чем знатнее была женщина, тем ее головной убор был больше по размерам и богаче украшен.

Серебряные, иногда покрытые позолотой, инкрустированные самоцветами пластины, венчавшие головной убор туркменки, придавали ей царственную осанку, диктовали степенную походку, подчеркивали красоту женщины. Огромные головные уборы на каркасе придавали торжественный вид и нарядность хозяйке. Гордость, цельность, достоинство, душевная чуткость – вот те благородные качества, которые с детства «взращивались» в туркменской женщине и которые стремились запечатлеть в безупречных формах мастера-ювелиры, оставившие нашим современницам непревзойденные образцы национальных женских украшений.

Изображение

Праздничные свадебные хасавы надевали на праздники и на свадьбу женщины этнических групп Средней Амударьи. Признаком статуса замужней женщины келин (невеста, невестка) был сложный головной убор богмак, касаба.

Каркасы этих головных уборов были сплетены из жгутов соломы. Они расширялись к открытому верху. Этот головной убор украшали очень богато серебром и золотом в виде пластин и бляшек, подвесок, цветным бисером и камнями.

В течение первых двух месяцев после свадебной церемонии келин носит чуба, который является своего рода тканью, приложенной к ее головному убору, чтобы закрыть ее лицо полностью. Замужние женщины также носят своего рода завесу (вуаль, покрывало) из цветных бусинок, которым тоже прикрывают лицо всякий раз, когда посторонние мужчины проходят мимо.

Поверх хасавы на платке укрепляли серебряное налобное украшение шелпе, с которого на лоб женщины свисали длинные подвески. Передняя часть хасавы украшалась золотыми бляшками и серебряными монетами. Для основания использовали привозной картон. Верхнюю часть ее оставляли открытой. По своей величине хасавы были различны. В среднем ее высота достигала 35-40 см, со всеми украшениями весила до 8 кг.

У туркменок северного Туркменистана в день приезда молодой в семью мужа, она впервые надевала хасаву — традиционный головной убор молодухи, который носила затем несколько лет. Обряд облачения в хасаву происходил на улице перед домом мужа. Надевала ее сама свекровь или уважаемая всеми пожилая женщина-соседка.

В XIX в. женский головной убор хасава изготавливали сами туркменки. Богато убранные уборы стоили очень дорого и были доступны не для всех женщин.

Формы, расположение камней, пропорции, композиция, орнаментальная роспись – все имеет определенное смысловое и в большинстве своем магическое значение. По представлениям наших предков, украшения-амулеты отпугивали злых духов и привлекали добрых, притягивали счастье, удачу, достаток. По сути, туркменские украшения сохранили до наших дней значение оберегов, являя собой пример удивительного синтеза материальной и духовной культур, магического и рационального представления об окружающем мире.

Женские головные уборы туркменок за последние 50-60 лет претерпели большие изменения. Их старинные формы, несущие в себе особенно ясные черты архаичности, уже во второй половине XIX в. стали постепенно выходить из употребления.

Трансформация головных уборов проходила медленно. Со временем, они становились менее высокими, более функциональными. Однако они не исчезли совсем. Конечно, сегодня в таких головных уборах нет необходимости (разве что на сцене театра, в фольклорном представлении и в кино). Но туркменки нашли другой способ возвратить прежние линии традиционного головного убора – манере ношения женщинами платков. В стремлении показать его так, чтобы он выглядел скульптурно объемным, словно сказывается генетическая память поколений о тех временах, когда женщины носили целые «крепостные башни», как символ неприступности и внутреннего достоинства.

Сегодня замужние женщины среднего возраста повязывают голову большим шелковым платком поверх готового матерчатого каркаса, который можно приобрести на местных рынках. Каркасы в виде глубокой шапочки или высокой повязки (15-17см) со шнурками шьют на джинсовой основе. Затем сверху его простегивают красивым материалом – штапелем или платочной тканью, чтобы дома можно было ходить в нем и без платка. Это совершенно новое явление, которое быстро входит в моду. Он очень удобен в носке, отпала необходимость повязывать много платков и делать высокую прическу. Платок, завязанный поверх этого убора, лежит очень аккуратно, ровно и красиво.

Манера ношения головного платка изменялась со временем, всем ансамблем костюма. На этот счет туркменки даже выработали свою «линию моды». С большим вкусом они подбирают шелковый платок в тон с платьем, вышивкой и аксессуарами, как тщательно его повязывают, придавая особую выразительность всему облику. И с каким достоинством они носят головной платок – словно царскую корону.

Женский головной убор туркменок — памятник туркменской культуры, образец декоративно-прикладного искусства, непременно привлекает внимание своей самобытностью и передает дух и душу туркменского народа.

Аджап БАЙРИЕВА,

этнограф, кандидат исторических наук

1.54K
0
ЗайнулловаВ. 1 месяц назад #

Занимательная информационно-познавательная иллюстрированная статья.Благодарю автора за интересное содержательное повествование о древней культуре и этносе туркменской женщины

Top.Mail.Ru