Уникальные минареты Мисриана

Анонс:

Эти сооружения представляют собой не только архитектурное чудо, но и неотъемлемую часть поистине богатейшей истории Дехистана.

Уникальные минареты Мисриана

Когда речь заходит о памятниках Древнего Дехистана, расположенного на оживлённых караванных путях Великого Шёлкового пути, в сознании осведомлённого читателя несом­ненно возникают силуэты двух минаретов, возвышающихся среди городских руин. Эти монументальные минареты – одни из немногих сохранившихся историко-архитектурных сооружений региона, донёсших свой облик до наших дней.

Вне всякого сомнения, эти сооружения представляют собой не только архитектурное чудо, но и неотъемлемую часть поистине богатейшей истории Дехистана, уходящей корнями в глубокую древность. К слову, исторический регион в юго-восточном Прикаспии, известный в древности как Гиркания, а в средневековый период как Дехистан или Машат-Мисриан, является выдающимся примером древнего земледельческого оазиса, богатого и архитектурным наследием.

В настоящее время минареты Мисриана являют собой уникальные образцы архитектурного, строи­тельного и инженерного искусства средневекового Востока. Минареты, обладающие столь значительной исторической, художественной и научной ценностью в историко-археологическом и архитектурном отношении, представляют собой исключительную редкость не только для Туркменистана, но и для всего региона Центральной Азии. Благодаря своим неповторимым характеристикам, изящным формам минареты Мисриана, безусловно, могли бы стать украшением эмблем различных туристических организаций страны.

В историко-археологической литературе, посвящённой памятникам средневекового Дехистана, эти минареты принято условно обозначать как северный (XII век) и южный (XIII век). Северный минарет в трёх местах опоясан рельефными надписями, выполненными из жжёного кирпича, шрифтом куфи. В некоторых источниках северный минарет также упоминается как минарет Абу Джафара Ахмеда, правителя Дехистана в начале XII века. В период расцвета города, в X–XIII веках, минаретов было значительно больше. В ходе многолетних археологических исследований в городище Мисриан были обнаружены контуры фундаментов ещё трёх минаретов, имевших в плане форму округлых возвышенностей. Два из них располагались за крепостными стенами, на южной и северной окраине города. А остальные были размещены в шахристане, внутри крепостной стены.

Изображение

В эпоху средневековья минареты возводились рядом с мечетями, образуя с этими священными обителями единый, гармоничный архитектурный ансамбль. Это можно было увидеть и в градостроительстве средневекового Мисриана, где минареты неразрывно связаны с духовным сердцем города. С приходом и распространением ислама их главной миссией стало благородное дело – призыв верующих к молитве, звучащий с высоты этих монументальных сооружений и разливающийся над городом. Именно для этой священной цели служили громогласные «муэдзины», возвещающие о времени молитвы с вершин этих башен.

Нельзя исключать и того, что при возведении минаретов на них возлагались также сторожевые и дозорные обязанности, а также функции связи. К такому предположению приводят существующие и расположенные в различных местах отверстия, имеющие снаружи квадратную форму, сужающиеся внутрь. Они были ориентированы в направлении населённых пунктов, находившихся в разных частях городища. Эти отверстия выполняли функцию вентиляции воздуха, а также служили для освещения внутреннего пространства в светлое время суток. Минареты могли выполнять и роль ориентира, своего рода маяка для караванов, пересекавших обширные прикаспийские просторы. Ведь происхождение слова «минарет» от арабского «минара», что означает «светиться», отражает одну из его важных функций: служить световым маяком, указывая путь в ночи. В тёмное время суток на вершине минаретов сияли специальные керамические осветительные лампы.

Изображение

Северный минарет, как самый древний из сохранившихся, представляет особую ценность. Наряду с зигзагообразными геометрическими орнаментами типа «меандр» он несёт важную историческую информацию, позволяющую датировать его постройку. Эта информация содержится, как уже упоминалось, в рельефных куфических надписях, которые, подобно браслетам, опоясывают минарет в трёх местах по периметру. Первым учёным-востоковедом, предпринявшим попытку расшифровки этих надписей в начале прошлого века, был А.А.Семёнов. Он, опираясь на фотофиксацию Б.Н.Кастальского, смог прочесть текст на среднем поясе минарета. В надписи содержались имена строителя и правителя Дехистана, которые были интерпретированы следующим образом: «Работал Али-строитель, по приказанию Абу Джафара Ахмеда сына Абдул-Агарры».

В конце 40-х годов прошлого столетия отряды Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ) провели в Дехистане масштабные археологические, архитектурные и другие научно-исследовательские работы. Экспедицию возглавлял академик М.Е. Массон, который также занимался изучением этих надписей и предложил следующую редакцию: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Благословение от Аллаха. Из того, что приказал Абу Джафар Ахмед сын Абул-Агарра, владетель Рабата, да возвеличит его Аллах! Работа Али сына Зийада».

Несмотря на утрату деталей нижнего пояса, располагающегося на уровне выше входа, ему удалось датировать северный минарет 495 годом от хиджры (начало XII века).

Общая конструкция обоих сохранившихся минаретов в своей основе аналогична. Они состоят из двух стволов: полого внешнего, имеющего конусообразную форму, и внутреннего диаметром три метра. Их соединяет винтовая лестница шириной 90 сантиметров, выполненная из жжёного кирпича.

Несомненно, минареты играли ключевую роль в архитектурном облике города. Их стройность и высота подчёркивались в средневековье как особо ценное качество, что являлось важным элементом средневековой эстетики. И даже сейчас, на значительном расстоянии от Мисриана, отчётливо видны силуэты обеих башен, свидетельствуя об их былом величии. Легко представить, насколько эффектно они выделялись тогда, на фоне средневекового города с его многочисленными куполами построек и зубчатыми стенами неприступных крепостей, формируя уникальный и запоминающийся городской пейзаж.

Аймамед РАХИМОВ,

директор Государственного историко-культурного заповедника «Древний Дехистан»

Фото Андрея ПАКУЛОВА

Источник: turkmenmetbugat.gov.tm

563
Нет комментариев. Ваш будет первым!