Буддизм на территории Туркменистана

Анонс:

Буддизм распространялся по Великому шелковому пути и его главным центром стал Мерв

Буддизм на территории Туркменистана

Задолго до арабов, принесших ислам в Центральную Азию в середине VII века н.э., на этой территории процветал буддизм на протяжении сотен лет. Особенно это относится к территориям, располагавшимся вдоль Великого шелкового пути, по которому шла торговля между Индией и Китаем династии Хань и который вел в Византию и Римскую империю.

При этом буддизм не был единственным верованием в этом регионе. Кроме буддистов здесь были зороастрийцы, индуисты, христиане-несториане, иудеи, манихеи и последователи тенгрианства, а также других, местных систем верований.

История буддизма на территории Туркменистана также тесно связана с распространению буддизма в Центральной Азии по Шелковому пути. Как это происходило?

Изображение

Согласно традиционной буддийской истории среди непосредственных учеников Будды Шакьямуни было два торговца из Бактрии.

Распространение буддизма в Центральной Азии началось с Греко-Бактрийского царства, объединившего в себе северные провинции Индии, Афганистана и отдельные регионы западного Туркестана.

После создания Кушанской империи (в I в. до нашей эры – II в. нашей эры) буддизм проникает из северо-западной Индии далеко за пределы Гиндукуша и Памира. Одним из первых приверженцев новой веры был правитель кушанского государства Канишка (144-172 гг. нашей эры). К I веку н.э. буддизм проник в Западный Туркестан, распространяясь из Бактрии в Согдиану.

Изображение

Причина принятия буддизма заключалась, главным образом, в огромной значимости индийской торговли для экономического развития низовьев реки Оксус и высокого мастерства индийских торговцев и умельцев в деле укрепления главной торговой артерии региона – Великого Шелкового пути.

Рост могущества Кушанской империи и утвердившаяся в государстве буддистская религия оказали огромное влияние на развитие Парфянского и Сасанидского государств.

Начиная с середины II века н.э. буддизм начал проникать в ханьский Китай, сначала придя туда из Парфии. Известна деятельность буддистских проповедников из Парфии Ших Гао (148 г. н. э.), Хсуана (181 г. н. э.), Фачина (281-306 гг. н. э.), монаха- каллиграфа Hуи-Тсе, жившего в IV веке. Монахи из Центральной Азии и северной Индии помогали ханьским китайцам переводить тексты с санскрита и гандхарского пракрита на китайский язык.

Самым замечательным монастырем всего региона был Нава Вихара(Навбахар) в Балхе – столице Бактрии. Он служил главным центром высшего буддийского образования во всей Центральной Азии и имел монастыри-спутники в Бактрии и Парфии, которые тоже назывались Нава Вихарами.

Белые гунны (эфталиты), в чьи владения Центральная Азия входила в IV-VI веках н.э. в большинстве своем, оказывали буддизму поддержку. Тем не менее, в 515 году царь белых гуннов Михиракула начал преследование буддизма, предположительно под влиянием завистливых манихейской и несторианской фракций своего двора. Гонения распространились и на Бактрию с Согдианой, но в меньшей степени.

В 560 году тюрки отвоевали западную часть Великого шелкового пути у белых гуннов и постепенно переселились в Кашгар, Согдиану и Бактию. По мере этого переселения многие из них переняли буддийскую веру, особенно те ее формы, которые встречались на завоеванных ими территориях. Основной характеристикой буддизма у древних тюрок было его обращение к широким массам, включение в окружение Будды многих известных и почитаемых местным населением божеств, включая как традиционно шаманистских – тенгрианских, так и зороастрийских.

Наибольшего расцвета на территории современного Туркменистана буддизм достиг в эпоху Сасанидов (III — VII в.в. н.э.) Основным центром буддизма был город Мерв. Это подтверждают два буддистских памятника, выявленные археологами на территории Гяур-гала – крупный монастырь в юго-восточной части города и буддистская ступа, построенная за пределами восточной городской стены.

Сенсационным открытием стало обнаружение археологами большой головы Будды, которая являлась частью огромной статуи, и изящной амфоры, расписанной сюжетами, изображающими сцены из жизни Будды.

Изображение

В числе других важных артефактов, обнаруженных в ходе раскопок в Мерве и принадлежащих к V в., следует отметить буддистские скульптурные изваяния, бронзовые колокольчики, рукописные тексты, нанесённые на фрагменты буддистского святилища.

Две буддистские рукописи, обнаруженные вместе со ступой и сосудом, были написаны на санскрите на основе брахми и выполнены на березовой бересте. Береста от времени приобрела красновато-коричневый оттенок, рукописный текст выполнен черными чернилами. Датируются рукописи примерно II-III веками н.э. Одна из них была восстановлена и хранится в Институте восточных исследований в Санкт-Петербурге, а другая реставрировалась в Москве.

После арабского завоевания Средней Азии в VII веке большая часть местного населения приняла ислам. Однако буддизм сохранился еще несколько веков благодаря переселению торговцев из Китая и северного Индостана. Окончательный упадок буддизма связан в нашествием монгол, которые разрушили цветущие города и истребили большую часть населения.

4.27K
Нет комментариев. Ваш будет первым!