Медениет Шахбердыева - туркменский соловей

Анонс:

23 февраля 2025 года года Медениет Шахбердыевой исполнилось бы 95 лет.

Медениет Шахбердыева - туркменский соловей

Для многих ценителей национального музыкального искусства яркими, немеркнущими звёздами на оперном небосклоне остаются Мая Кулиева, которая стояла у истоков туркменской оперы, и Медениет Шахбердыева, обладавшая уникальным голосом.

23 февраля этого года Медениет Шахбердыевой исполнилось бы 95 лет. Природа одарила певицу прекрасным музыкальным слухом и редким голосом – лирико-колоратурным сопрано, а труд и неутомимое стремление к совершенству сделали из неё выдающуюся камерную и оперную певицу, талантливого педагога, внёсшего значительный вклад в развитие национальной культуры и воспитание молодых дарований. Её имя – Медениет – оказалось пророческим, словно определив её путь в искусстве, в музыкальной культуре туркменского народа.

Многочисленных поклонников её уникального дара и многогранного щедрого таланта и сегодня пленяет этот чарую­щий голос, звучащий во многих художественных фильмах и записях концертных программ. И эти проникновенные строки поэта Аллаберды Хаидова как нельзя лучше передают всю глубину чувств, которые пробуждает в нашем сердце удивительный голос Медениет Шахбердыевой:

Бывают такие умелые люди:
Чего-то в слова своей речи добавят,
И слушаешь ты, обо всём забывая.
Слова нас ласкают, слова нами правят,
Надолго в плену своём душу оставят!
А что добавляешь ты в песни? Не знаю…
Ты тайны своей не откроешь, и всё же
Поёшь ты не просто прекрасные песни:
Они, как невеста на свадьбе, пригожи,
На город, умытый зарёю, похожи…

В её жизни было много трудностей. В 7 лет осталась сиротой и была определена в детский дом, где педагоги заметили её музыкальные способности. Медениет направили в музыкальную школу-интернат, где она обучалась игре на скрипке.

«Это полностью изменило мою жизнь, – вспоминала певица. – Я как будто оказалась в другом мире, так меня захватила музыка. Трудно сказать, музыка поселилась во мне или я стала жить в музыке. Но, когда после тяжёлого ранения с фронта вернулся мой дядя и хотел забрать меня из интерната в родной город, я отказалась, боясь расстаться с музыкой. После окончания школы решила поступить в музыкальное училище, где кроме экзамена по специальности проверяли вокальные данные. Когда вывесили списки поступивших, я искала себя среди скрипачей – и не нашла. Подумав, что меня не приняли, решила поступать на математический факультет Туркменского государственного университета. Потом меня долго искали, и я узнала, что меня из-за моего голоса приняли на вокальное отделение. С этого и начался мой путь в оперное искусство».

Изображение

Не всё было гладко в жизни будущей певицы, но это не сделало её слабее, а только закалило характер. При поступ­лении в Московскую консерваторию она опоздала на вступительные экзамены, и у неё не приняли документы. Тогда Медениет обратилась к ректору консерватории Александру Васильевичу Свешникову и попросила проэкзаменовать её. Удивлённый настойчивостью хрупкой девушки, он пошёл ей навстречу. А после прослушивания восхищённо воскликнул: «Да это же готовая Розина!». Партия Розины в опере Дж.Россини «Севильский цирюльник» была её дипломной работой.

Окончив консерваторию, она работала в Туркменском государственном театре оперы и балета им.Махтумкули, пела в операх «Шасенем и Гариб» Д.Овезова и А.Шапошникова, «Тревожная ночь» А.Агаджикова, исполняла первые партии в «Царской невесте» Н.Римского-Корсакова, «Травиате» Дж.Верди и других. Её голос звучит в фильмах разных лет: «Хитрость старого Ашира», «Мой друг Мелекуш», «Джапбаки». К ней пришло признание на Родине и авторитет в международных музыкальных кругах – она была членом жюри Международного конкурса вокалистов имени Глинки. Те, кто работал с ней рядом, отмечают, что певица всегда отличалась большим трудолюбием, постоянно работала над собой, повышая своё мастерство, и всегда училась искусству петь.

Медениет Шахбердыева достойно представляла родной Туркменистан за его пределами, прославляя национальное музыкальное искусство. Восхищая своим голосом публику, она исполняла произведения мировой и национальной музыкальной классики, ведущие оперные партии, романсы, песни разных народов мира.

Трудиться для неё – значило жить. До последних дней своей жизни она преподавала, передавая годами накопленный опыт и секреты мастерства студентам Туркменской национальной консерватории им. Маи Кулиевой, общалась с представителями прессы. Мне тоже довелось встречаться с Медениет Шахбердыевой – корифеем туркменского музыкального искусства, удивительным человеком с щедрой, открытой душой. У неё была особенная черта, когда её просили рассказать о себе, она всегда говорила о людях, с которыми ей приходилось работать. Так было и в одном из последних интервью, где певица поделилась своими воспоминаниями о Бэле Руденко, о работе в Китае и уроках оперного мастерства у М.Донец-Гессейр. По словам Медениет, впервые соловьём её назвала известная певица Бэла Руденко, тоже обладательница колоратурного сопрано.

«Жизнь подарила мне много встреч с великими артистами и музыкантами, – сказала тогда Медениет. – Меня учили искусству петь, а я училась у них трудолюбию, человечности, душевной зоркости, ответственности перед зрителями. С возрастом человек меняется, но в нас есть что-то такое, что никогда не стареет, и от этого интерес к жизни не угасает. Новое время, рождённое независимостью, подарило мне незабываемые встречи с яркими талантами, которыми так богат наш народ.

Быть артистом, петь для людей – это самая мирная профессия. Знаменательно, что 2015 год провозглашён ­Героем-Аркадагом Годом нейтралитета и мира. Ведь мир на земле – непременное условие прогресса и счастливой жизни народа, а нейтралитет – гарант мира. Мирное время всегда способствует расцвету культуры и искусства. И я рада, что служу искусству в мирной стране. Ведь это – величайшее счастье на земле!»

Для неё всегда было главным – служить национальному искусству, быть полезной стране и туркменскому народу, а счастьем – видеть, что дело её жизни находит достойное продолжение в молодых талантах, за которыми – будущее туркменского музыкального искусства. Она воспитала многих певцов, принесла славу нашей стране, и государство по заслугам вознаградило её за творчество. Президент Туркменистана лично вручил певице почётную награду Родины – орден Туркменистана «Altyn asyr» III степени.

«Отдавая всю себя творчеству, ученикам, она ничего не требовала взамен, – вспоминает её первая выпускница Галина Аракелова (Степаньянц). – Как педагог Шахбердыева старалась воспитать не только певца, ей было очень важно, какими мы станем людьми. При этом воспитывала она на собственном примере: пунктуальность, точность, безукоризненность, человечность, любовь к людям, животным, никаких резких высказываний в адрес коллег, понимание, поддержка, компромисс. Всё это помогло мне в дальнейшем, в творческой и педагогической работе, и просто в жизни. А самое главное – Медениет Шахбердыева сумела привить своим ученикам любовь к искусству, преданность своему делу. Она часто повторяла такую фразу: «Певец только тогда научится петь правильно, когда он будет слышать перед собой эталон голоса, к которому он должен стремиться».

Изображение

В моей памяти и моём сердце навсегда останется светлый образ моего учителя, наставника, проводника в прекрасный мир музыки! А в душе моей всё время звучит голос – чистый, небесный, ангельский, который стал для меня эталоном совершенства и к которому я стремлюсь всю свою жизнь – это голос незабвенной Медениет Шахбердыевой».

Песни и арии, романсы, исполненные Медениет Шахбердыевой, всегда будут неотъемлемой частью национальной и мировой музыкальной культуры. Её творчество получило высокую оценку и признание в мире.

– Медениет Шахбердыева – Майя, как её называли коллеги, была профессиональной певицей и удивительно щед­рым человеком, – говорит Хангулы Овезов, преподаватель истории и теории музыки Туркменской государственной специальной музыкальной школы имени Данатара Овезова при Туркменской национальной консерватории имени Маи Кулиевой. – Медениет Шахбердыевa внесла большой вклад в туркменcкую музыкальную культуру, она воспитала многих одарённых певцов. Всегда оставаясь в искусстве, она жила в нём и не представляла себе другой жизни. Певица достойно представляла нашу музыкальную культуру за рубежом. Она выступала в Польше и Канаде, в Индии, Швеции и Германии, в Китайской Народной Республике и других странах.

Композитор Н.Мухадов написал специально для Меде­ниет Шахбердыевой «Вокализ», состоящий из шести частей. «Вокализ» – это вокальная миниатюра для голоса – пение, в котором не используются слова и которое наиболее полно раскрывает всю красоту звучания голоса. Несколько своих сочинений посвятил ей Нуры Халмамедов.

Хочется отметить, что оргкомитет Московского международного фестиваля искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова учредил приз имени Медениет Шахбердыевой «За лучшее исполнение вокальных сочинений Нуры Халмамедова» в честь знаменитой певицы, с которой композитор плодотворно работал и которой посвятил шедевр вокального искусства – цикл «Недослушанные песни детей Хиросимы и Нагасаки».

На VIII Московском международном фестивале искусств «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова в 2024 году, который был посвящён 300-летию со дня рождения Махтумкули Фраги, приза имени Медениет Шахбердыевой «За лучшее исполнение вокальных сочинений Нуры Халмамедова» была удостоена наша Дунягозель Бегалиева.

Её называли туркменским соловьём, это было высшей наградой для певицы, и она щедро дарила свой талант, уникальный голос родному народу. Народная артистка Туркменистана, выдающаяся вокалистка, чей талант стал гордостью туркменского народа, его национальным достоянием и славой, Медениет Шахбердыева навсегда останется для нас золотым голосом Родины, звонкоголосым туркменским соловьём.

Зиньят ГАФФАРИ

Источник: turkmenmetbugat.gov.tm

1.14K
Нет комментариев. Ваш будет первым!