В Музее изобразительных искусств Туркменистана открылась экспозиция, посвященная Франко-Туркменской археологической миссии
В Музее изобразительных искусств Туркменистана открылась постоянная экспозиция «Франко-Туркменская археологическая миссия, 30 лет археологической работы: Улуг-депе».
Открытие выставки приурочено к 30-летию Франко-Туркменской археологической миссии (MAFTUR). В данное время директором MAFTUR с туркменской стороны является начальник Национального управления по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры Туркменистана Мухаммед Мамедов, с французской стороны миссию возглавляет археолог Джулио Бендесу-Сармьенто. Экспозиция насчитывает более 230 предметов.
Говорит Джулио Бендесу-Сармьенто:
– Франко-Туркменская археологическая миссия (MAFTUR) поставила перед собой цель в 1994 году исследовать Дехистан на Мисрианской равнине, на месте Геокчик-депе. А уже в 2001 году открылась новая страница совместной миссии с началом раскопок в Улуг-депе, расположенном в посёлке Душак Каахкинского этрапа Ахалского велаята, в 170 км к юго-востоку от столицы.
Эта масштабная научная работа проводится в тесном сотрудничестве с Министерством культуры Туркменистана и Национальным управлением по охране, изучению и реставрации памятников истории и культуры, а также с Государственным историко-культурным заповедником «Abiwerd». Эта экспозиция также является данью памяти Оливье Леконту, французскому основателю Франко-Туркменской археологической миссии, который скончался пять лет назад. Он был специалистом по последним доисламским периодам (эллинистический, парфянский и сасанидский периоды), руководил Франко-Туркменской археологической миссией с момента создания.
С 2019 года французская компания «Bouygues Batiment International» оказывает нам прямую финансовую поддержку в данном вопросе, а также в управлении и музееграфии наших исключительных находок. Мы хотели бы поблагодарить всех за это, потому что данное сотрудничество между Францией и Туркменистаном продолжается по сей день и развивается благодаря возобновлению программы раскопок и организации обучения по различным инструментам исследований в многопрофильной археологии и по сохранению археологических объектов. Полученные результаты и собранные на сегодняшний день находки, относящиеся как к древним периодам, так и к более поздним, например, к парфянскому (до основания Нисы), полностью оправдывают необходимость продолжения нынешней стратегии раскопок в ближайшие годы, чтобы и дальше развивать этот объект, а также добиваться его признания в качестве объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Бесспорно, уникальные останки этой новой туркменской цивилизации заслуживают нашего пристального внимания, и крайне важно продолжать исследования и работы на Улуг-депе, которые показывают славное прошлое туркменского народа, выходящее далеко за пределы нынешних границ страны.
Как отметили туркменские и французские учёные и археологи, в своём нынешнем состоянии Улуг-депе имеет стратиграфию, наложение слоёв среды обитания человека высотой более 30 метров, сохранившихся на площади 5 гектаров на вершине и 30 гектаров у основания. По своим масштабам это место в Центральной Азии – одно из немногих во всём мире, обладающее такой длинной хронологической культурной последовательностью, наложенной на одно и то же место. По сути, это результат более чем 5-тысячелетней истории в Туркменистане, накопленной в результате перехода населения и развития древних человеческих обществ, сменявших друг друга на протяжении долгого времени.
Вся история древнего Туркменистана, начиная с Джейтунской культуры эпохи неолита, представлена в Улуг-депе, переходя в халколит с присутствием знаменитых культур Геоксюра и Кара-депе (4800 г. до н.э.) и заканчивая бронзовым веком (3000 г. до н.э.) и формированием цивилизации Окса с её величественными дворцами, храмами и городами. В этот период Улуг-депе был одним из главных городских центров наряду с Алтын-депе и Намазга-депе на равнине Копетдага и Гонур-депе в Маргиане.
На северо-востоке Улуг-депе возвышалась квадратная цитадель, верхний этаж которой опирался на толстые стены нижних помещений, использовавшихся в качестве кладовых. Внешняя стена была украшена выступами цвета красной охры и белыми углублениями, расположенными через равные промежутки. Её главный вход в середине южной стены выходил на лестницу, ведущую прямо наверх. Это высотное здание было построено на платформе и имело внушительный вход с эспланадой также высотой в два этажа.
На западе недалеко от цитадели располагалось очень большое здание длиной более шестидесяти метров, состоящее из длинных и узких комнат, вероятно, это был главный городской склад, сокровищница. К юго-западу от главной улицы два очень больших здания длиной более пятидесяти метров, разделённые пустым пространством, ассоциируются с дворцовым комплексом.
И верхний, и нижний город были окружены и защищены крепостной стеной. Топографический план и совместные археологические работы выявили наличие как минимум четырёх ворот для въезда в город. При раскопках крепостного вала была обнаружена куча красных охристых конкреций, что подтверждает идею о том, что окружающая стена, как и цитадель, была частично покрыта красной штукатуркой.
Раскопки Улуг-депе хорошо показывают, что основание такого важного города должно было быть результатом усилий, приложенных централизованным правлением, и что он был спроектирован в соответствии с градостроительным планом, монументальные сооружения которого опять же являются исключительными для этого периода времени и Центральной Азии.
Город занимал привилегированное положение на северном склоне предгорий Копетдага. Таким образом, стратегическое положение города, вероятно, является показателем того, что он извлекал выгоду из международной торговли на большие расстояния, служа контрольным и административным пунктом. Открытия в Улуг-депе имеют первостепенное значение и полностью меняют общепринятые представления о зарождении и развитии очагов цивилизаций как в Центральной Азии, так и во всём мире.