В Научно-художественном музее коневодства в Москве хранятся уникальные исторические портреты ахалтекинцев

Анонс:

Экспозиция зала верховых пород музея начинается стендом самой древней культурной породы – ахалтекинской.

В Научно-художественном музее коневодства в Москве хранятся уникальные исторические портреты ахалтекинцев

Юлия КУЗНЕЦОВА – ведущий сотрудник научно-художественного музея коневодства Российского государственного аграрного университета – Московской сельскохозяйственной академии (РГАУ-МСХА) имени К. А. Тимирязева. Кроме того, она вот уже в течение многих лет издает ежегодный альманах «АХАЛ-ТЕКЕ информ», высоко ценимый всеми почитателями ахалтекинской породы лошадей. Юлия – многолетний непременный участник заседаний Международной ассоциации ахалтекинского коневодства. За несомненные заслуги в деле изучения и популяризации ахалтекинцев она была удостоена высокого звания «Заслуженный коневод Туркменистана». По просьбе редакции международного журнала «Туркменистан» она рассказывает об уникальной художественной коллекции музея, в котором работает.

Научно-художественный музей коневодства РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева располагает уникальным собранием произведений искусства конного жанра.

Экспозиция музея располагается в пяти залах тематического содержания: верховой, рысистый, жанровый XIX век, жанровый XX век, акварельный. В них выставлены свыше 700 картин, около 100 скульптур, предметы декоративно-прикладного искусства, антикварная мебель, раритетные беговые дрожки, седла и даже скелеты выдающихся лошадей.

Изображение

Много художественных произведений находится в запаснике, в их числе – гигантская шпалера первой половины XIX века с изображением в натуральную величину знаменитого рысака Лебедя, запряженного в дрожки с сидящим на них наездником. Все работы подлинные, их авторы – русские художники и скульпторы, как правило, с мировыми именами, такие как Александр Петрович (Иоганн Александр Готлиб) Швабе, Николай Егорович Сверчков, Павел Осипович Ковалевский, Валентин Александрович Серов, Франц Алексеевич Рубо, Рудольф Фердинандович Френц, Богдан Павлович Виллевальде, Александр Осипович Орловский, Евгений Александрович Лансере, Петр Карлович Клодт и многие другие. Всего насчитывается свыше двухсот авторов. Период их творчества охватил более двух столетий истории отечественного коннозаводства с конца XVIII века до начала XXI века.

Изображение

Основой музея служит частная коллекция известного коннозаводчика Якова Ивановича Бутовича (1881–1937). Как государственный музей ведет свою историю с 1929 года. В Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, как в ту пору назывался университет, он находится с 1940 года и считается вузовским музеем, первоочередная задача которого – участие в учебном процессе. Поскольку картины писались главным образом по заказам коннозаводчиков, большинство произведений – это так называемые «экстерьерные» портреты знаменитых лошадей разных пород. Они ценны не только для обучения студентов и повышения профессиональных знаний специалистов-коневодов, не только для истории коннозаводства, но и для популяризации конной культуры среди разных слоев посетителей и экскурсантов.

Экспозиция зала верховых пород начинается стендом самой древней культурной породы – ахалтекинской, являющейся, по словам профессора Владимира Оскаровича Витта, «последними каплями источника чистой крови, создавшего все верховое коннозаводство мира». Всего в музее насчитывается 17 портретов знаменитых ахалтекинцев, написанных разными художниками в разное время. Эти картины дают достаточно полное представление об экстерьере, мастях, внутрипородных типах лошадей ахалтекинской породы, а также о ее эволюции за полтора века.

Самое раннее изображение относится к 1870 году – это серый жеребец Аад кисти художника Николая Егоровича Сверчкова и, насколько нам известно, единственный в его творчестве портрет ахалтекинца. Информация об Ааде почерпнута из статей Николая Лодыгина в «Журнале коннозаводства» 1870 года. Он сообщает, что Аад принадлежал к «благороднейшему племени туркменских лошадей Теке», ростом он был около 4 вершков (160 см) и сложением очень похож на чистокровную английскую лошадь, из чего можно сделать заключение о его выдающихся скаковых способностях. Аад представлялся на II Всероссийской конской выставке 1869 года, он размещался в специально построенной изящной беседке, и вся Москва съезжалась смотреть на этого замечательного жеребца.

Изображение

Художник Н.Е.Сверчков. Серый жеребец Аад. 1870 г.

Хотя Сверчков наблюдал Аада в Москве, на своем полотне он изобразил его на фоне характерного туркменского пейзажа – безжизненной пустыни под синим знойным небом, по которой в клубящейся пыли уходит вдаль караван верблюдов. За стоящим в строгой экстерьерной стойке невзнузданным жеребцом виднеется юрта, перед которой на тонком текинском ковре сидит человек в туркменском платье. Но между небом и человеком стоит конь, выступая своего рода проводником его молитвы. Русский художник понял и передал почти неуловимым намеком самую заветную страсть туркмена – страсть к своему коню, которого он чтит почти как дар небес.

Особое внимание в коллекции музея привлекает портрет золотисто-светло-рыжего жеребца Сардара кисти Александра Богдановича Виллевальде. В короткой, но емкой характеристике, данной этому жеребцу неизвестным автором в журнале «Русский спорт» (1882), заключена, на наш взгляд, вся особенность породы: «Текинский Сардар князя Бориса Куракина поражал замечательно противоречащими общепринятому взгляду формами коня и отличался большой выносливостью». Сардар, хотя правильно его следует называть Сердар, что переводится с туркменского как «вождь, полководец», участвовал в V Всероссийской конской выставке 1882 года в Москве, где был отмечен «похвальным листом». Он родился в 1874 году в Туркменистане и в 1881 году был приведен в Россию. Следовательно, мы видим полностью сформировавшегося восьмилетнего жеребца во всей его красе – изящного, длинных линий, с тонкой шелковой кожей, сквозь которую просвечивает сетка кровеносных сосудов, но под этой нежной внешностью проглядывается стальная мускулатура и прочные сухожилия. Недаром до сих пор многие знатоки считают Сардара эталоном ахалтекинской породы.

Изображение

Художник А.Б.Виллевальде. Светло-золотисто-рыжий жеребец Сардар. 1882 г.


В том же 1882 году Александр Виллевальде написал и вороную кобылу Текму с жеребенком, о которой нам ничего не известно. Можно только сказать, что она представляет собой очень породную текинскую лошадь.

Изображение

Художник А.Б.Виллевальде. Вороная кобыла Текма с жеребенком. 1882 г.

Следующие изображения ахалтекинцев из коллекции музея относятся уже ко второй половине XX века. Художником Георгием Степановым написаны портреты двух чемпионов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки СССР: золотисто-буланого Меллека (в 1954 году) и серого Овлак-Сакара (в 1956 году).

Овлак-Сакар прожил, по лошадиным понятиям, вполне стандартную жизнь. Он родился в 1942 году от Биргута, сына родоначальника линии Ак Белека, и Пель; успешно скакал на Ашхабадском ипподроме, выиграл крупные призы. Затем служил производителем в колхозе имени Сталина, девять его дочерей стали заводскими матками, а лучший сын Алгыр тоненькой ниточкой продолжил существование генеалогической линии Ак Белека через своего праправнука Хона.

Изображение

Художник Г.Н.Степанов. Серый жеребец Овлак Сакар. 1957 г.

Судьба Меллека почти романтична, а его роль в истории породы переплелась с историей государства. Он родился в 1947 году, в трехлетнем возрасте успешно прошел скаковые испытания, в семь лет стал чемпионом породы. Только двух сыновей оставил после себя Меллек, причем от одной и той же серой кобылы Каракеик из линии Сапар Хана. Обоих назвали Мелекушами, оба были такой же золотисто-буланой масти, что и отец, и оба стали престижными подарками государственного масштаба: старший – для Англии, младший – для Индии.

Изображение

Художник Г.Н.Степанов. Золотисто-буланый жеребец Мелеке (Меллек). 1955 г.

Старший Мелекуш обладал правильным экстерьером, ярко выраженным типом породы, успешно скакал двухлетком на Ашхабадском ипподроме. Он стал идеальным подарком для королевы и долгое время служил украшением придворной конюшни. В 1998 году музей получил в дар от члена Московского союза художников Катерины Уваровой его портрет, написанный с черно-белой фотографии, которая была сделана в апреле 1956 года на Московском ипподроме перед отправкой жеребца в Англию. Но, конечно же, художница поставила его на фоне пустынного пейзажа.

Известный современный художник конного жанра Алексей Глухарев написал портрет знаменитого Абсента. Этот вороной жеребец стал символом и легендой породы. Перечислять его заслуги все равно, что перечислять высшие достижения отечественного конного спорта советского времени. Чемпион XVII Олимпийских игр (Рим, 1960), бронзовый призер XVIII Олимпиады (Токио, 1964), четвертый в личном зачете XIX Олимпийских игр (Мехико, 1968), семикратный чемпион СССР по выездке.

Изображение

Художник Глухарев А.Н. Вороной жеребец Абсент. 1989 г.

После блистательной спортивной карьеры не менее блестяще Абсент проявил себя в качестве производителя. От него получено около 70 потомков. Многие его дети пошли по стопам отца и успешно выступали в выездке, а также проявляли способности в преодолении препятствий. Свой талант Абсент во многом унаследовал от не менее знаменитого отца – Араба. Серый Араб родился в 1930 году в Туркмении, в пятилетнем возрасте участвовал в легендарном пробеге по маршруту «Ашхабад – Москва», затем выступал в различных дисциплинах конного спорта, особенно успешно – в преодолении препятствий. В спортивных кругах Араб более известен как Казбек, так его переименовали по армейской традиции в Краснознаменной высшей офицерской кавалерийской школе, где он «служил» вплоть до отправки в Луговской завод на новую «должность» в 1947 году. До сих пор время от времени вспыхивают споры: на нем ли маршал Жуков принимал знаменитый Парад Победы в 1945 году в Москве, на Красной площади? В неоспоримости факта участия Араба в параде всегда была убеждена ведущий специалист и главный регистратор «Племенной книги ахалтекинской породы» из ВНИИ коневодства Татьяна Рябова. Это убеждение основывается не только на воспоминаниях очевидцев, но и на исключительном портретном сходстве Араба на фотографии, сделанной в 1947 году, с маршальским конем на кадрах кинохроники парада.

Изображение

Портрет современного ахалтекинского жеребца Пияды выполнен в 2003 году художником Сергеем Постниковым (род. в 1959 г.) с цветной фотографии, сделанной Ю. Кузнецовой в 2002 году. Принадлежавший Президенту Туркменистана гнедой жеребец Пияда родился в 1990 году в бывшем конном заводе «Комсомол». Его отец, победитель Большого Ашхабадского приза в 1976 году буланый Пудок, – сын успешного производителя, яркого продолжателя линии Перена, знаменитого Полотли. Неоднократный чемпион породы на республиканских выставках, Пияда был украшением конюшни президента, он основной производитель. А ранее, когда он еще был в спортивной форме, без него не обходился ни один национальный праздник, как правило, сопровождающийся грандиозными скачками на Ашхабадском ипподроме, где Пияда бессменно выигрывал свою коронную скачку на дистанцию 500 метров. Когда в 1994 году на скачках устроили состязание Пияда с соколом, он опередил ловчую птицу и первым примчался к финишу.

Изображение

Картины с изображениями ахалтекинцев, хранящиеся в музее, представляют огромную ценность не только как произведения искусства или фактический материал для историков. Эти произведения, достоверно отображающие типы и формы лучших представителей породы прошлого, служат современным селекционерам отправной точкой, эталоном, по которому они могут сверять свои усилия, направляемые на сохранение и совершенствование драгоценной ахалтекинской породы

Юлия КУЗНЕЦОВА

Источник: turkmenistaninfo.ru

1.21K
Нет комментариев. Ваш будет первым!