Из истории ахалтекинских скакунов

Анонс:

Археологические исследования предоставляют туркменским учёным интересные факты для изу­чения истории эволюции древней ахалтекинской породы коней.

Из истории ахалтекинских скакунов

Туркменистан – страна с многовековой историей, древними традициями и наследием – представляет собой сокровищницу культурных богатств. Одно из которых – селекция ахалтекинских скакунов, берущая своё начало в глубине тысячелетий. Культ коня считается одним из самых древних. Образ скакуна в представлении многих народов Востока считался небесным божеством, связывался прежде всего с солнцем – богом света и тепла. Ему поклонялись парфяне, а древние тюрки наделяли даром говорить и летать.

Археологические исследования предоставляют туркменским учёным интересные факты для изу­чения истории эволюции древней ахалтекинской породы коней. Так, в коллекции терракотовых фигурок из Кара-депе (наиболее значимом памятнике Анауской культуры) – памятнике, датируемом IV тыс. до н.э., была обнаружена интересная статуэтка. Наличие гривы, пышного хвоста дало возможность предположить археологам, что это лошадь.

В Южном Туркменистане на памятниках Намазга-депе, Алтын-депе, в протогороде Гонур-депе также обнаружено множество терракотовых моделей двухосных и одноосных колесниц, датируемых концом VI–II тысячелетий до н.э. (предполагаемое время доместикации лошади). Среди них выделяются модели повозок со спицами. Именно в такие колесницы запрягались предки современных ахалтекинских скакунов во время торжеств.

Учёный-археолог с мировым именем В.И.Сарианиди в работе ­«Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб» отметил, что в одном из богатых захоронений гонурского некрополя нашлась миниатюрная бронзовая скульптура в виде головы лошади с длинной шеей, настороженно поднятыми ушами и большими, как у ахалтекинца, глазами. Это совершенно уникальное изделие при длине всего 7 сантиметров представляло собой навершие деревянного посоха, который, конечно, истлел за тысячи лет пребывания в земле. Поэтому есть все основания считать, что по крайней мере на рубеже III–II тысячелетий до н.э., т.е. свыше 4000 тысяч лет назад, древние туркменские племена уже были знакомы с коневодством и разводили в своём хозяйстве домашних лошадей.

При раскопках Старого Мерва в Гяур-кала в 1969 г. была обнаружена фигурка коня длиной 10 см, разрисованная чёрной краской или тушью, но голова и конечности были отбиты. Почти все конские статуэтки из Мерва первых веков нашей эры были со всадниками, которые изготавливались отдельно при помощи штампа и затем перед обжигом скреплялись с конём.

В древние времена туркменские равнины вдоль северного склона Копетдага (наряду с Мидией и Арменией) считались одними из главных районов разведения породистых коней, составлявших славу парфянской кавалерии. Именно здесь воспитывались те статные, крупные, быстроаллюрные лошади со способностью к пробегам на большие дистанции, что так поражали римлян. В одном из древних письменных источников упоминается парфянский конь, попавший в виде добычи римскому императору Марку Аврелию Пробу, который мог проходить по 100 миллиариев в день (около 150 км) на протяжении 8–10 суток.

Выведенная трудом и старания­ми древних коневодов порода «нисейских» коней, столетиями сохраняемая многими поколениями туркменского народа, не оставалась, разумеется, неизменной во времени. Совершенствуясь на протяжении веков, чистая кровь легендарных ахалтекинских коней дала начало таким разновидностям породы, как английская верховая, арабская чистокровная, голландская теплокровная, голштинская, ганноверская. «Кони Нисеи превосходят всех своей красотой. Эти кони, достойные могущественных царей, прекрасные с виду, легко повинующиеся удилам», – так писал древнеримский историк Аппиан. К слову, название «нисейские» связано с древним городом Нисой, который был столицей Парфии. В Парфии с древности разводили только ахалтекинских скакунов. Следовательно, «нисейские» лошади – это ныне известная ахалтекинская порода.

Конь, игравший столь важную роль в хозяйственной жизни туркменского народа, конь – носитель славы и силы парфянского воинства, обеспечивавшего политическое могущество Парфии на мировой арене, издавна почитался всеми тюркоязычными народами. «Тот, кто почитает коня, живёт в благополучии», – говорят турк­мены, отмечая их важную роль. Поэтому любовь туркмен к ахалтекинским коням была воспета в народных эпосах, преданиях, легендах, сказках, стихах, им посвящены пословицы и поговорки. Классики туркменской литературы Махтумкули, Магрупи, Сейди, Мятаджи посвящали им поэтические строки.

С древнейших времён и по сей день ахалтекинский конь благодаря исключительным природным качествам и таланту национальных селекционеров продолжает занимать особое место в традиционной культуре туркмен.

Ольга АДЫГОВА,

старший научный сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана

Источник: turkmenmetbugat.gov.tm

850
Нет комментариев. Ваш будет первым!