Top.Mail.Ru
Лятиф Керимов и Джума Реджепов - два гения ковроделия — НОВОСТИ ТУРКМЕНИСТАНА

Лятиф Керимов и Джума Реджепов - два гения ковроделия

Анонс:

Имена этих мастеров навеки вписаны в культурные анналы Туркменистана и Азербайджана.

Лятиф Керимов и Джума Реджепов - два гения ковроделия

… Лятиф Керимов… Джума Реджепов…

Что связывает этих двух легендарных людей — два гениальных Мастера

Азербайджана и Туркменистана, творческие судьбы, которых были во

многом схожи? Их имена известны широкой публике, имя каждого остается

дорогим и почитаемым для нас. Искусство ковроткачества являлось

бесценным источником вдохновения для двух творческих людей.

Интерес к этим личностям не угасает в среде и заставляет вновь обращаться

к истокам их творчества. Ковры окружали каждого из них с младенчества –

какой азербайджанец и туркмен не родился на ковре, не засыпал, глядя на

причудливые узоры, не делал первых шагов на мягком ворсе материнских

ковров?!

В юности оба помогали матери ткать ковры, уже с юных лет вносили свои

неповторимые коррективы в орнамент, здесь же проявился их дар художника

– они стали делать свои эскизы к коврам, непременно внося что-то свое в

традиционные ковровые орнаменты.

Каждому было предопределено стать тем ученым, художником,

орнаменталистом, которые за свою долгую жизнь сделали все для того,

чтобы ковровое искусство Азербайджана и Туркменистана – а истоки

ковроделия уходят корнями в бронзовый век – стало близко и понятно всем.

Их Судьба вела к тому, кем они стали для азербайджанского и туркменского

искусства ковроделия. Лятиф Керимов родился в Шуше — историческом

центре азербайджанской культуры и азербайджанского ковра, как и Джума

Реджепов в Деште, местом, подаривший миру выдающихся поэтов,

писателей, музыкантов, мастеров-ковроделов. Затем Джума женился на

ковровщице и жил в Кизыл Арвате, прославленном городе, не было семьи,

где бы ни занимались ковроткачеством.

Расцвет их творческого таланта пришелся на 50-е годы ХХ в.: произошло

притяжение двух гениев, их духовное взаимопроникновение. Две личности,

без которых нельзя представить туркменское и азербайджанское ковроделие,

отразили в своем творчесстве стиль эпохи, сделав это по — разному, но

одинаково прекрасно. Они создавали высокохудожественные произведения,

в которых запечатлелись на века образы современников и важнейшие вехи

истории.

В творчестве двух патриархов коврового искусства, в котором гармонично

сочетаются традиционное ковроткачество и его современные направления,

посвятили ковроделию всю свою жизнь.

Их творческие судьбы были во многом схожи: оба обращались в своем

творчестве к этнографическому материалу, изображая узоры со всех уголков

Туркменистана и Азербайджана. Настоящие специалисты по

ковроткачествусыграли огромную роль в обновлении орнаменталистики

ковров. Они, используя уникальное наследие своего народа, вели упорные

творческие поиски новых орнаментальных композиций, новых стилевых

решений.

Замечательный азербайджанский классик ковров Л.Керимов, вошел в

историю как неподражаемый певец, писатель, воспевший в своих лучших

ковровых произведениях традиции азербайджанской жизни, красоту и

богатство родной земли.

Их знакомство случилось в 1948 году. Уже после войны, поступил

Д.Реджепов в Ашхабадское художественное училище. Только начали

познавать азы – тёмной ночью 1948 года землетрясение страшной силы на

несколько минут разрушило столицу. Вся страна пришла на помощь.

И художественное училище имени Шота Руставели гостеприимно

разместили у себя бакинцы – это был еще один урок доброты, братства.

Навсегда запомнил Джума еще один адрес: Баку, Большая Крепостная, 17.

Свое драгоценное время Д.Реджепов тратил на знакомство тех мест в

историческом районе Ичери-шяхер (Старый город), бродил по

средневековым улочкам этого замечательного города, разглядывая местные

достопримечательности.

Там, в большом трехэтажном доме разместилось училище. До 1951 года

столица Азербайджана стала домом молодых художников. Их учили не

только ашхабадские педагоги, но и художники, преподаватели Баку. К их

услугам были уникальные коллекции бакинских музеев, театры города. Все

это сыграло немалую роль в формировании туркменских живописцев,

скульпторов, прикладников.

Обучаясь в Баку, Джума видел ковровые портреты, созданные известным

азербайджанским художником и исследователем ковроделия Лятифом

Керимовым. Джума вместе с однокурсниками бывал в мастерской народного

художника Азербайджанской ССР, лауреата Государственной премии СССР

Л.Керимова, любовался его работами – а Лятиф-муалим, Учитель, как его

называли в Азербайджане художники, воссоздал свыше 150 традиционных

ковровых рисунков Карабахского, Гянджа-Казахского, Куба-Ширванского и

Тебризского типов.

Еще в училище Джума увлекался традиционными орнаментами

туркменского ковроткачества, любовь к этим изумительным творениям

мастериц пришла к нему с детства, первые узоры в его жизни были

орнаментами материнских ковров, открывшие двери в мир ковра.

В те годы Л.Керимов задумал проект создания специализированного музея

ковра, в котором можно было бы сосредоточить все богатство и

многообразие коврового наследия Азербайджана. Мечта Л.Керимова

создать Государственный Музей азербайджанского ковра осуществилась

в 1967 год, который стал первым в мире специализированным музеем по

сбору, сохранению и изучению ковров.

И вот современное здание Музея Ковра!, построенное в 2014 году по

уникальному проекту в форме раскрывающегося ковра на чудесном

Приморском бульваре в центре Баку. Он стал единственным музеем в мире,

который проложил путь и для других музеев подобного типа на Востоке.

Признанием музея стали многочисленные выставки в крупнейших городах

всего мира.

Именно здесь разместилась огромная экспозиция, рассказывающая всю

историю азербайджанских ковров в мире, этапы работы над ними, а также

тайный смысл, который скрыт в каждом ковре.

Это не просто музей, а необычайный мир местных традиций и обычаев, где

ковер занимает почетное место. Здесь аккуратно разместились большие

полотна, над которыми азербайджанские мастерицы трудились несколько лет

— это настоящие шедевры, где кажется невероятным, что перед вами ковер, а

не картина с четко прорисованными деталями.

Большим достижением художника Д.Реджепова, благодаря его усилиям и

энтузиазму, было открытие творческого Зала-Выставки уникальных

туркменских ковров в объединении «Туркменковер», зарубежными гостями

которого были крупные деятели, ученые, знатоки и ценители коврового

искусства из Европы, США, России и других стран. В 1994году в Ашхабаде

открыли Музей Туркменского ковра, куда эти неповторимые ковровые

изделия вошли в фонд всей коллекции.

Несмотря на разные пути взросления, разное происхождение, любовь к

искусству и желание творить объединяло художников. Неудивительно, что

они дружили на протяжении всей жизни. Много лет спустя – в 1975 году –

семидесятилетний, как лунь, блистательный азербайджанский ковровед,

обладатель ряда орденов и наград, Лятиф Керимов специально приехал в

Ашхабад к Джуме Реджепову, чья слава к тому времени перешагнула

границы нашей страны. Приехал поучиться у своего бывшего ученика, не

считая это зазорным. «Если ученик не превзойдет учителя, дело

остановится», говорят на Востоке.

Творческий путь Джума Реджепова был насыщен постоянными поисками,

беспрерывной работой над оттачиванием своего мастерства в передаче

образов и составлением сложных орнаментальных композиций. Джума

Реджепов, вышедший на эту нелегкую дорогу своего искусства ковровым

панно «Мир и дружба народов», достигшим первой большой удачи в Москве,

прошел ее также блистательно, подарив миру огромное количество

прекрасных ковровых полотен, прославив, таким образом, ковровое

искусство Туркменистана новыми ценными достижениями. Многофигурная

композиция этого прославленного панно много лет украшало здание

коврового предприятия, оно побывало на международных выставках в Нью-

Йорке, Париже, Брюсселе, Софии.

По эскизам талантливого художника Д.Реджепова была выполнена галерея

портретов писателей, деятелей науки и культуры. Это и наш классик

Махтумкули Фраги и гордость русской словесности Александр Сергеевич

Пушкин, тонкий туркменский лирик Молланепес и индийский писатель-

гуманист Рабиндранат Тагор, гений немого кино Чарли Чаплин, немного

саркастичный, сквозь слезы смеющийся Кемине и певучий украинский

кобзарь Тарас Шевченко, грузинский поэт XII века Шота Руставели и

туркменский поэт-воин Сейди и многие многие другие.

Сам автор Джума Реджепов, создавая уникальные ковровые портреты, видел

в своем искусстве глубокую идеологию. Он говорил: «Я всегда гордился тем,

что являюсь туркменом, старался ознакомить мир с лучшими чертами и

качествами своего народа, прилагал усилия для развития его светлых

качеств. Именно поэтому, мною было создана галерея портретов лучших

людей для ознакомления мира с Туркменистаном».

Когда он уже стал признанным Мастером – главным художником

производственного объединения «Туркменковер», членом Союза

художников, заслуженным деятелем искусств, лауреатом Государственной

премии, все равно продолжал оставаться рядовым тружеником великого

искусства, ведя очень скромный образ жизни.

Творческое наследие двух классиков коврового искусства Лятифа Керимова

и Джумы Реджепова, внесшие огромный вклад в развитие декоративно-

прикладного искусства Азербайджана и Туркменистана, представляет собой

не только художественную, но и историческую ценность.

Аджап БАЙРИЕВА,

искусствовед, кандидат исторических наук

955
0
Тазегуль 17 дней назад #

Спасибо, вам за статью!

0
AyRed 17 дней назад #

Замечательная статья о прекрасных людях, влюбленных в свое дело. Людях, которые с трепетом относятся с наследию своего народа и знакомят нас с ним. Людях, чье творчество радует не одно поколение. И будет радовать ещё многие годы. Благодарю автора статьи Аджап Байриеву, за возможность узнавать и гордиться такими прекрасными людьми!

0
Ораздурды Тогдыбаев кандидат исторических наук. 17 дней назад #

Как интересно и красиво подано, прочитал на одном дыхании. Джума Реджепов и Лятиф Керимов - легенды! Таких статей бы побольше.

0
Гуля Майлиевна Курбанова 16 дней назад #

Аджап Джумаевна Байриева каждый раз балует нас интересными статьями! Читаем с удовольствием, поскольку много новой информации о талантливых людях Туркменистана и исторических моментах культурной жизни страны. Отдельная благодарность редакции за статьи высокого духовного уровня. Ждем новых статей данного автора.

Top.Mail.Ru