Самоцветы Туркменистана

Анонс:

Яшма, аметист, оникс, халцедон, целестин и другие поделочные минералы встречаются во многих регионах Туркменистана.

Самоцветы Туркменистана

В Туркменистане встречаются самоцветы, поделочные минералы – яшма, аметист, кварцевые жеоды, конкреции розового целестина из Туаркыра, агат Большого Балхана, полосчатый мраморный оникс, в котором сочетаются полупрозрачные и непрозрачные полосы из пещер Койтендага и Кайлю, зебровидный доломит Копетдага, травертин Гаурдака, халцедон Туаркыра. Многие красивые и редкие образцы «осели» в геологических собраниях учебных и научных центров, естественных музеев Туркменистана, стран СНГ, частных коллекциях по всему миру.

Изображение

Жеоды имеют невзрачную внешнюю оболочку, которая при расколе обнаруживает чудо красоты природы – сверкающее на солнце скопление кристаллов различных минералов. Эти ценные образцы красивы и без специальной обработки.

Изображение

Занимательны полые шаровидные кварцевые жеоды Туаркыра, выполненные кварц-кальцитовой корой, иногда с мелкими тёмными иглами гетита, ржаво-жёлтыми налётами гидроокислов железа. Встречаются крупные полые кварцевые конкреции длиной до 30 см в поперечнике с кристаллами аметиста и кварца внутри. На месторождении Бейнеу обнаруживаются редкие по красоте конкреции с друзами целестина, который используется как сырьё для получения стронция в радиоэлектронике, фармацевтике, стекольном и керамическом производстве.

Изображение

Друза – минеральный агрегат, представляющий совокупность произвольно сросшихся между собой отдельных минеральных «индивидов» на общем основании, – такое встречается нечасто и представляет собой самый изыск для исследователей и собирателей таких камней. Такие образцы используют в учебном процессе, выставляют в музеях, за ними «охотятся» коллекционеры, ибо в них непостижимым образом образуется тандем несочетаемого. С верхним горизонтом гор Бейнеу связаны жеоды целестина с красным основанием и бледно-голубыми прозрачными вершинами кристаллов. Часть жеод минералов известных в среде коллекционеров гор Кафигшема (Балканский велаят) имеют концентрически-зональное разноцветно-полосчатое строение (это разновидность халцедона – агат). Их внутренняя полость, скрытая под каменной корой, как правило, агатовая, реже – халцедоновая. Внутри жеоды наполнены горным хрусталём или аметистом, иногда целестином и редко – прозрачным кальцитом. Размеры их не превышают пять сантиметров, что подчёркивает камерность красоты, которую создала природа. Распиленные пополам кварцевые жеоды, наклеенные на пластину ангидрита или оникса, представляют собой оригинальный сувенир. Интересны образцы самородной кристаллической серы.

Изображение

Агаты обнаружены на Большом Балхане (проявление Геркез) в отложениях, представленных карбонатными породами, имеют размер стяжений конкреций от 2 до 25 сантиметров. Форма эллиптическая, шарообразная, поверхность окатанная, или неровная, ноздреватая. Во внутреннем рисунке полудрагоценного камня преобладает розово-красный, розовато-сиренево-серый цвета. Полированный агат приобретает зеркальность, становится отчётливой его яркая контрастная окраска с узорчатым концентрически-зональным рисунком. Та же характерность известна у агатовой гальки с берегов Байкала – расколотый грубый неровный ничем не примечательный булыжник из первого попавшегося под ногами может открыть узнаваемые замкнутые круги в мутноватом материале полудрагоценного минерала. То же самое можно сказать и о яшме, небольшое проявление которой известно на севере Туркменистана в Туаркыре. В гамме её декоративного рисунка – желтовато-красные, коричневато-бурые тона. Ценные минералы есть и на юго-востоке Туркменистана. Например, аметисты в виде мелких кристалликов в пустотах вулканогенных пород палеогенового возраста в пределах Бадхыза и Кушка-Кашанского междуречья, где также встречаются прожилки опала и халцедона. Как поделочный камень известен также ангидрит из Гаурдакского серного месторождения.

Изображение

Скопления прекрасного самоцвета – мраморного оникса скрыты в карстовых пещерах Койтендага, где, впрочем, отыскивались крайне редкие, часто единичные находки ценных самоцветов, доказательство тому – датировка образцов таких минералов, как киноварь и др., в том числе указанных в работах Владимира Мальцева, страстного исследователя пещер Койтендага, который указывал также, что протяжённость системы может превышать сто километров. Здесь, в Койтендаге, также обнаруживаются натёчные образования кальцита и арагони, разнообразие сплетений фигурных гипсовых трубок – гелектитов. Красота тёплого медового, пропускающего свет оникса, характерный полосчатый рисунок которого при полировке открывает разнообразие от бело-кремового, жёлто-кремового до тёмно-коричневого цветов и их оттенков, завораживает. В Туркменистане известны залежи мраморного оникса в пещерах Карлюкской группы на западном склоне хребта Койтендаг (только в одной наиболее изученной системе пещер Капкотан обнаружено множество – ониксом сложены сталактиты, сталагмиты и колонны), а также в районе г.Туркменбаши на месторождении Кайлю. Небольшие проявления оникса и арагонита известны в Копетдаге в местечке Сунча, где разрывная тектоника способствовала образованию карстовых полостей, где и формировались залежи. Мраморный оникс Койтендага ценен, хорошо обрабатывается и сохраняет полировку, может служить эталоном поделочного камня.

Изображение

Интересны бесцветные и массивные нагромождения крупных прозрачных мегакристаллов гипса, иногда сросшихся под прямым углом, на основе которых также случаются симбиозы с включением битума и серы. В этом случае образец представляет собой замысловатую картину, заключённую в прозрачном гипсовом «стекле», как предмет или насекомое, просматриваемое в окаменевшей смоле янтаря.

Анатолий БУШМАКИН,

кандидат геолого-минералогических наук

372
Нет комментариев. Ваш будет первым!