Туркменский ковер - древний и вечно юный

Анонс:

В последнее воскресенье мая в Туркменистане празднуется день ковра, одного из национальных символов.

Туркменский ковер - древний и вечно юный

В последнее воскресенье мая в Туркменистане празднуется День ковра, одного из национальных символов страны.

Трудно переоценить значение ковровых изделий в быту туркмен. Насчитывается свыше восьмидесяти наименований ковровых изделий, используемых не просто как украшение, а имеющих определенное утилитарное назначение.

Изображение

Ковровые орнаменты размещены на государственных символах Туркменистана, что выражает приверженность заветам предков, исконным традициям и устоям, мировоззрение и менталитет туркменского народа.

Древность и самобытность туркменского ковроткачества не раз подчеркивалась учеными и искусствоведами. Так, искусствовед А.Фелькерзам писал: "«Кому хоть раз пришлось видеть туркменские ковры, тот никогда не спутает их с изделиями других племен и народов по одному его орнаменту, не говоря о технике…».

Изображение

Классический туркменский ковёр имеет насыщенный красный цвет разных оттенков от яркого малинового до темно-красного (реже коричневый и синий) и геометрический орнамент. Всегда отмечается прочность и красота туркменских ковров, непревзойденное искусство выстраивания изящных узоров.

В принципе композиционного построения все туркменские ковры имеют общие черты в виде центрального поля, где располагаются крупные узоры — «гели», и обрамленной каймы, мелкие узоры которой отличаются от узоров центрального поля.

С конца XIX в. туркменские ковры стали экспонироваться во многих городах России и европейских странах и получили широчайшую известность, став экспонатами ведущих музеев мира. В 1891 г. ковры из Закаспия были выставлены на втором этаже Императорского исторического музея, где императрица Александра Федоровна приобрела для себя один из мервских ковров.

Туркменские ковры выставлялись в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. В 1909-1910 гг. на сельскохозяйственной выставке в Ташкенте (где была вручена золотая медаль за ковер отличного производства Клыч Мураду Ахмед-оглы, а остальных наградили халатами), на кустарной выставке в марте-апреле 1913 г. в Петербурге, на Берлинской выставке в 1914-1915 гг.

Турецкий искусствовед, президент I Международного конгресса, посвященного тюркским коврам, Неджат Дийярбекирли указывает, что ковры прекрасного качества, которые имеют древние местные традиции, ткались различными туркменскими племенами: теке, йомуд, сарык, эрсары, салыр, геклен и другими. По узору ковра можно определить его происхождение. Каждый туркменский оазис имел свой неповторимый узор. Например, теке-гель, сырк-гель, кепсе-гель и дынак-гель (йомуды), гюлли-гель (эрсары), эртмен (човдуры) и т.д. Но все они, несмотря на различие, имеют общий фон, общую смысловую нагрузку — все то, что позволяет сказать: это — туркменский ковер!

Изображение

«Подобно пчёлке, соблюдавшей геометрическую точность сот, она (туркменская ковровщица) без всякого эскиза будущего ковра, почти интуитивно, строит абсолютно точные в своем распределении на общем поле или в пределах бордюров разнообразные правильные фигуры, но наряду с традиционными наборами определенных орнаментальных тем, вносит неистощимую фантазию не только в их сочетаниях, но и в выработку новых изображающих комбинаций.», — писала знаменитый археолог и искусствовед Галина Пугаченкова.

Изображение

Труд ковровщицы, создающей великолепные изделия, был чрезвычайно тяжелым. В 1931 г. искусствовед О.Пономарев писал: «В летние дни работа ковродельщицу так изнуряет, что она валится с ног, особенно тогда, когда дело идет о соревновании между женщинами разных семей… Мастерица в один час производит до 3000 узлов и громадное количество ударов дараком. Легко представить, что производя такую работу в течение 8-ми часов теперь и 10-12 часов раньше, ежедневно в течение длинного туркменского лета, мастерица изнуряется до предела… Одна необходимость помахать десятки тысяч раз в день железным гребнем весом в 1 килограмм, и не просто махать, а с силой ударять им, все время получая отраженные удары в руку, способна «отвалить» руки у любого из наших атлетов… В каждом ковре, который мы видим, любуемся им, покупаем или просто ходим по нему ногами, вложено в среднем энергии в 300 лошадиных сил, могущей дать свет небольшому городу в течение 8 часов».

Изображение

Сегодня традиции национального туркменского ковроделия включены в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, признаны рукотворными памятниками прекрасному древнему искусству.

2.02K
Нет комментариев. Ваш будет первым!