Наталья Калугина - ученый, живописец, ювелир, полиглот

27 февраля 2020 - Администратор
article10522.jpg
Наталья Павловна Калугина - известный в Туркменистане живописец и автор дизайнерских украшений. Но она также - ученый, полиглот и интересный, эрудироаннй собеседник. Infoabad.com побывал в гостях у Натальи Павловны и записал ее рассказ.
 
- Мой отец Павел Иванович Калугин - один из корифеев туркменской науки, академик АН ТССР. Он - один из создателей геологической науки Туркменистана. Приехал сюда в 30-е годы из Новочеркасска, где он учился. Родом он из Харькова. История семьи очень запутанная в связи с историческими обстоятельствами.
 
Отец был сначала гидрогеологом и искал воду на Гаурдаке для обеспечения месторождений серы. А потом стал первооткрывателем нефти на востоке Туркменистана. Случайно нашел и сопровождалось это трагической историей. Когда в одном из шурфов нашли вещество, напоминающее керосин, рабочие самовольно спустились в шурф - а там ведь сернистые месторождения. В шурфе оказался сероводород - ядовитый газ - и рабочие погибли. 
 
Надо сказать, что время тогда было сложное, в тех местах был Джунаид-хан и шли бои. Однако, отца не трогали - понимали, что он приносит пользу Туркмении. Он же был "сув-инженер" и его караваны не трогали. Отец очень интересно рассказывал про свои приключения. К сожалению, он умер, когда мне было 14 лет. 
 
Мама приехала с Кубани и тоже была гидрогеологом. Ее отец из Харькова. Геологами были мои две сводные сестры и брат. Естественно, что и от меня ожидали, что я стану геологом. Но мама хотела, чтобы я стала дипломатом. Я с детства учила иностранные языки и они мне очень хорошо давались. Уже с 5 лет у меня были преподаватели английского языка. Потом училась в 7 школе. В 12 лет меня пригласили в первый раз сделать синхрон для иностранцев на каком-то концерте .  
 
 
 
А я мечтала с детства стать художником и рисовала не переставая. Портреты окружающих, иллюстрации к прочитанным книгам, рисовала с утра до ночи. Рисовала и с натуры, совсем не так как рисуют обычно дети. Мечтала стать модельером, создавала фасоны одежды... Но эта профессия ведь считалась несерьезной, семья была против. 
 
После школы вопреки желанию матери я поступила не в МГИМО, а на геологический факультет МГУ. Отец ведь с детства натаскивал меня как полевого геолога, развивал во мне наблюдлательность. Совершенствовала я и научный английский, переводя книги по геологии. После окончания МГУ - распределение в Ашхабад. Были и полевые иссследования, и научные работы. Потом заочная аспирантура и защита кандидатской диссертации. Затем докторская диссертация - объемный труд по геологии Средней Азии, я защищалась в Ленинграде.
 
 
 
 
При том, что семья была академической, меня с детства учили ручному труду, чтобы я могла выжить в любых условиях. Поэтому я могла профессионально шить, вязать, готовить, работать на огороде, учили профессионально фотографии и даже плотницкому делу. Впоследствие, в перестройку, я выращивала в Берзенги экологически чистую картошку для семьи.
 
В детстве мечтала быть похожей на Леонардо да Винчи с его разносторонней техничесокй гениальностью и даже создала в 12 лет чертеж подводной лодки.
 
В начале 90-х годов начала подрабатывать переводчиком. Это случилось, когда я принесла из магазина шоколадку и мой сын спросил "Что это такое?". Я поняла, что нужно как-то зарабатывать деньги, тем более, что муж был инвалидом. Вспомнила "Унесенные ветром" и фразу "Моя семья не будет голодать". 
 
Постепенно стала востребованным переводчиком. Помню, как мы переводили техническое руководство к первому купленному Туркменистаном Боингу. Переводила переговоры с Дженерал Моторс на высшем уровне. Работала с МВФ и программой TACIS как переводчик-эксперт.
 
Сейчас перевожу как письменный переводчик с 28 европейских языков, а свободно говорю по-английски, по-французски. Переводы с греческого, венгерского и финского - моя монополия здесь. Причем перевожу аудиторские отчеты, сложные юридические тексты.
 
Ушла я на пенсию с должности геолога голландской компании. Была консультантом, международным экспертом-геологом. После ухода на пенсию осуществила наконец свою давнюю мечту и стала художником.
 
Я никогда не забывала о творчестве. С юности занималась фотографией и фото графикой. Рисовала картины на компьютере. Очень нравились мне литографии Тулуз-Лотрека. Очень люблю Пиросмани, писала в стиле примитивизма.  
 
Интересно, что мой сын Геннадий Осипов унаследовал интерес к живописи и фотографии. Он с детства рисовал уже очень прилично и интересно. Занимался с нашим знаменитым художником Павлоцким, который считал, что мой сын рано сложился как художник со своим собственным стилем и видением. Я очень надеялась, что он будет художником. В 19 лет он сделал фактически персональную выставку в СХТ - 80 работ - живопись, графика, фотография, компьютерная графика. Ее высоко оценили и я была страшно счастлива. Но он поступил учиться на архитектора.
 
 
 
Тогда я сама решила писать. Сначала переносила на холст свои компьютерные рисунки. Потом начала писать портреты. В 2009 году уже прошла моя первая персональная выставка в галерее "Джума", спасибо Наталье Курбановне Джумадурдыевой. После это выставки решила повысить свою квалификацию.
 
Начала серьезно учиться живописи через Интернет. Тогда был такой ресурс about.com - настоящий университет. Я училась у шотландской художницы Марион Боди-Эванс. У нее была уникальная методика. Я училась у нее 4 года и сдала экзамен. За 28 дней нужно было написать 28 картин на заданные темы.  
 
В 2012 году была поездка во Францию. Я попала в Руан и там купила альбом Клода Моне. Это стало каким-то переломным моментом. Во Франции я писала много. Писала виды из окна отеля - там запрещено писать на этюдах частную собственность без лицензии. В парке Живерни я увидела воссозданные на натуре картины Клода Моне. Эта поездка дала мне очень многое. Я оттуда привезла чемодан красок!
 
После приезда я написала в стиле Моне картины "Четыре времени года" - на них был тамдыр в разное время года.   И наконец-то определилась со манерой письма. С тех пор я постоянно работаю в стиле импрессионизма. 
 
На моей персональной выставке в прошлом году было представлено 250 картин. Многие картины уже куплены и находятся за рубежом - в Англии, Франции, Норвегии, России, Украине, Казахстане.
 
 
 
 
Кстати, во Франции я изготовила свое первое украшение. Меня пригласили в ресторан, а у меня не было никаких ювелирных украшений с собой. И я сделала ожерелье из куска мыла, провочки и малярного скотча. Оно произвело фурор! Никто не мог понять из чего оно сделано и кто дизайнер.
 
Первые коллекции украшений я сделала из соленого теста. Они быстро были раскуплены. Потом я изобрела браслеты и колье из пустых пластиковых бутылок. Они многослойные, очень красиво смотрятся. Украшены полудрагоценными камнями. 
 
 
 
Я первая сделала туркменскую аладжу предметом искусства. Мои идеи идут в народ - у меня очень быстро появляются подражатели. А я часть этого народа и горжусь, что мои работы нравятся моему народу. В то же время я против сугубой этничности - мы должны себя ощущать частью огромного мира. Мне очень нравится теория об Ашхабаде - Асгарде. Мы живем на святой земле. Здесь жили кельты, я исследовала этот вопрос, я же ученый. Я нашла соответствие кельтских рисунков тому, что рисуют у нас на тамдырах. 
 
Древняя история страны воплощена мною в коллекции украшений, посвященных Маргиане. Я использовала фотографии из трудов Виктора Сарианиди, посещала музеи. Тогда были потрясающие ювелиры. Один из комплектов называется "Тайна древних печатей" - она ведь до сих пор не раскрыта. Эти украшения - обереги. В них есть какие-то посылы, передача информации. Они все имеют собственный смысл, который пока еще не раскрыт.
 
Еще одна коллекция называется "Великий шелковый путь" и в ней использованы обработанные по специальной технологии коконы шелкопряда. Она была награждана грамотами Министерства культуры и Министерства экологии. Это как бы путешествие из Венеции в Китай. Там есть отсылы к венецианскому карнавалу, Тибету. Есть в украшениях элемент "венецианский мавр". Использованы кораллы, авантюрин, лазурит, жемчуг, агат и другие камни. 
 
 
 
Мои работы, в том числе коллекции украшений будут представлены на ярмарке в торговом центре "Багтыярлык" и там можно будет их приобрести. Цены очень доступные. Ярмарка начнется 1 марта. Телефон для справок +99365 802698.
 
Жанна ПОВЕЛИЦЫНА,
фото Романа ПОВЕЛИЦЫНА
 
 
 

← Назад