Кяризы

  
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5127
Молчаливая вода Кяриза

Журнал "Вокруг света", №4 (2523) | Апрель 1984

— Дур! — хрипло выдохнул Дурды Хиллиев и, пятясь, повторил: — Стой, дальше не пойдем — опасно. Огонек на конце фитиля, плавающего в хлопковом масле, заюлил, задергался. Дурды смочил пальцы в воде и осторожно подправил фитиль. У его помощника Реджеба Бабаева и у меня такие же светильники, сделанные из консервных банок. Уже около часа мы находимся на глубине пятидесяти метров в узкой галерее. Ни выпрямиться, ни присесть — высота прохода не более полутора метров, ноги по колено в воде. Теперь-то я не понаслышке знаю, что такое кяриз...

О кяризах мне много рассказывали в колхозе «Захмет». Бахарденский район, где находится этот колхоз, расположен в предгорьях Копетдага, в семидесяти километрах к западу от Ашхабада. В давние времена это была территория древнего Парфянского государства, и в богатой столице Нисе жил отважный и смекалистый мастеровой люд. Кому-то пришла в голову мысль доставить подземным путем подпочвенную воду предгорий в города и аулы. И доставили. Построили подземный водовод. Имя мастера, правда, неизвестно, но древние летописцы утверждают, что одни из первых кяризов были сооружены именно здесь.

Рассказывают, что Чингисхан долго осаждал средневековый город-крепость Шахрислам. Завоеватель недоумевал: лазутчики доносили, что в городе нет источника питьевой воды, а жители между тем держались стойко и сдаваться не собирались. Оказалось, что они использовали воду скрытой под землей древней ирригационной системы. Нашелся предатель, который открыл Чингисхану тайну кяризов, и он приказал их разрушить...

Что же представляет собой кяриз? Это вырытые глубоко под землей трех-четырехкилометровые тоннели, по которым самотеком бежит вода. Скапливаясь в породах предгорий, вода сама не в состоянии просочиться через глинистую почву более низменных участков. И мастера-кяризники ей помогают, точно определяя место закладки и направление водоводов. Прокладывая тоннели, мастера через определенные промежутки выводят наверх колодцы-диканы. Говорят, что поля хлопчатника, орошенные из подземных водоводов,— самые урожайные, а зеленый чай, заваренный на кяризной воде,— самый вкусный. Вода кяризов нужна и сегодня: ведь Каракумский канал не в состоянии напоить всех и вся в этих засушливых краях. Потому-то не исчезает и ныне профессия кяризника.

Кяризники следят за действием подземных водоводов, восстанавливают разрушенные линии. Работа эта требует выносливости, недюжинной силы, сноровки. Мастеру-кяризнику Дурды Хиллиеву за пятьдесят. На первый взгляд не скажешь, что он способен по четыре-пять часов орудовать в тесной галерее киркой и отбойным молотком. Худой, угловатый, мелкие морщинки разбегаются по лбу и впалым щекам. Зато руки — жилистые, узловатые, а взгляд голубых глаз — цепкий. В кяриз Дурды попал еще мальчишкой. Тяжелое тогда было время. С первыми залпами войны опустело село. Мужчины ушли защищать Родину от фашистов, их жены и сыновья остались выращивать хлопок. Тогда и приглянулся старому мастеру-кяризнику Ата Нурмухамедову шустрый, востроглазый паренек. Поначалу Дурды вместе с женщинами таскал с гор арчу для укрепления стен колодцев, крутил тяжелый и громоздкий ворот-чарх. А потом настал день, когда он впервые опустился в кяриз. С тех пор прошло уже более сорока лет. Дурды стал отцом десятерых детей, с ним уважительно здороваются аксакалы, и все в округе величают его усса Дурды.

Среди мастеров-кяризников нет равных Дурды Хиллиеву. Вот только ноги у него стало прихватывать перед непогодой. Но такова участь не одного поколения кяризников. Ведь замой и летом под землей приходится работать по колено, а то и по пояс в воде.

...Привычно упираясь локтем в бок, мастер держит в руке светильник и легко, плавно движется по темному коридору. Мне никак не удается развернуться в узком проходе — мелкими, гусиными шажками отхожу назад. Вода бьет по ногам, течение заметно усиливается. Наверное, в этом месте случился обвал и глинистая порода сузила проход. Наконец я боком протискиваюсь между бетонными плитками-паланами, которыми крепятся стены галереи. Дурды подбадривает меня:

— Еще немного, сейчас до развилки дойдем, там передохнем.

За спиной слышу покряхтывание Реджеба. И ему нелегко. Кяризником он стал совсем недавно. До этого, правда, тоже имел дело с водой — работал в колхозе поливальщиком.

На развилке просторнее. Можно распрямиться, перевести дыхание. Я зачерпываю воду, ополаскиваю лицо. Дурды пристраивает свой светильник в нише, выдолбленной в глинистой стене, и достает из-под шапочки, прикрывающей бритую голову, сигареты. Прикуривает от светильника. Слышно, как плещется вода.

— Дурды,— спрашиваю я,— наверное, всякое случалось под землей?

— Было, было, много было,— кивает головой мастер.— Потом расскажу. Наверху...

— Светильники здесь оставим или с собой заберем? — спрашивает Реджеб.

— Якши, якши,— отвечает Дурды. Ясно — оставим в кяризах, завтра сюда опять спускаться.

Подходим к колодцу. «Давай»,— хлопает меня по плечу Дурды и кивает на веревочную петлю, свисающую над водой. Я кладу на нее клубок тряпок и усаживаюсь поудобнее на «ишака», как кяризники шутливо называют это нехитрое приспособление. Трос натягивается, и мои ноги отрываются от воды. Медленно плыву вверх. Стараюсь держаться свободнее и прямее — шахта колодца узкая, и из стен, укрепленных ветками арчи, кое-где торчат гвозди. Все ближе солнечный глазок кяриза, который снизу казался размером в пятак. Наконец я наверху. Упираюсь руками в горловину колодца, стараясь освободиться от петли, но меня тут же подхватывает подмышки, буквально выдергивает из дикана бригадир Я зим Шихмухамедов. Через несколько минут рядом со мной валится на выгоревшую траву Реджеб, а вскоре над колодцем появляется голова Дурды. В зубах крепко зажат мундштук с дымящейся сигаретой...

Кяризники стали складывать инструмент. Над долиной — томительный полуденный зной. Еще только конец апреля, но уже сникли, пожухли травы, осыпались, почернели маки. Высокая гора Тагарев занавешена пыльной дымкой. Над морщинистым бурым предгорьем лениво парят орлы.

— Теперь можно и вспомнить,— растягивает слова Дурды и опускается на траву.— В пятидесятом, да, точно через два года после ашхабадского землетрясения, расчищали мы завал в кяризе. Дело привычное — киркой тюкай и тюкай. Вдруг вода как хлынет! Меня сбило с ног, потащило. До потолка залило галерею. Потом ничего не помню... Очнулся — в какой стороне колодец, едва соображаю. Спасло то, что вода тут же схлынула...

— А помнишь, как после сильного дождя селевой поток прорвался в галерею? — хмурит брови Язим. Он молодой бригадир, и ему хочется выглядеть перед мастерами солидным и опытным. Язим то и дело поправляет щегольскую черную шляпу, держится важно.

— Да, было дело,— отозвался Дурды.— День и ночь рыли тогда новую кяризную линию, чтобы выйти к старой трассе.

— Кстати,— бригадир поднимает палец,— у нас каждый кяриз имеет свое название. Мы были сейчас в Букыри-кяризе. А есть еще Келета-кяриз, Токли-кяриз, Дяли-кяриз, Хан-кяриз. Обычно линии названы в честь мастера, строившего или восстанавливавшего их.

— Наверное, не каждый может стать кяризником? — спрашиваю я бригадира.

— Приходят, уходят. И так бывает. Сам видел, какая работа. Но я не об этом хочу сказать.— Язим осторожно тронул меня за плечо.— Вон, видишь паренька в джинсах, который затаскивает ворот на машину? Это мой брат Хабиб. Сын Дурды тоже у нас в бригаде работает. Теперь сам решай, кто и как становится кяризником.

Я беру у бригадира зеркальце и подхожу к колодцу. Солнечный зайчик, скользнув по стенкам, осветил дно. Вода кажется неподвижной, словно молчит, ждет, прислушивается...
В. Супруненко
Туркменская ССР

http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=2786
Сообщений: 629
Сейчас кяризы остались или уже их забросили, кто знает?
People are strange... If you are a stranger.
Сообщений: 629
Ирригационные системы в оазисах Туркменистана отличались друг от друга. Например, в прикопетдагской полосе не было таких крупных и полноводных рек, как в Мервском (р. Мургаб) или Лебапском (р. Амударья) оазисах. Многочисленные речки и ручьи, стекающие со склонов Копетдага, всё же не могли удовлетворить нужды земледельцев. Поэтому здесь широко стало использоваться кяризное орошение. Интересно, что еще античный историк Полибий сообщал о строительстве кяризов в Южной Парфии, отмечая, что тому, кто проведет «ключевую воду в местность, до той поры неорошенной», предоставляется вся область в пользование сроком на пять поколений. И это не случайно. Кяриз — сложное гидротехническое сооружение, представляющее собой систему колодцев, соединенных подземными галереями. Строительство кяризов, глубина которых доходила до нескольких сотен метров, а длина галерей — километров, являлось чрезвычайно трудоемким и опасным делом В средние века кяризы на территории Туркменистана были довольно многочисленны. Правитель Хорасана Абдуллах ибн Тахир (830—840 гг.) даже поручил знатокам религиозного права (факихам) составить специальное руководство по кяризам. Автор XI в. Гардизи пишет, что составленная книга «Китаб ал-Куний» («Книга о колодцах») продолжала служить руководством и спустя 200 лет после ее написания. К сожалению, до наших дней книга не дошла.

В пустынной местности кяризы являлись фактически единственным источником питьевой воды. Туркмены берегли их, тщательно укрывая от пустынных наносов. Интересно, что мастера — кяризгены рыли подземные галереи без каких-либо сложных измерительных приборов, а ведь для того, чтобы вывести фунтовую воду на поверхность, нужно было отрыть несколько десятков колодцев, соединяя их подземными траншеями, укрепляя ходы и колодцы деревом и камнем. Причем колодцы рыли снизу вверх, что являлось гораздо более трудоемким и опасным занятием. Строительство одного кяриза растягивалось на годы, но извлеченная вода орошала десятки гектаров плодородных земель.

До недавнего времени кяризы снабжали население питьевой водой. Крупные кяризы действовали в этрапе Бахарлы. Это кяризы Чопан, Гараджа, Гечи, Эгри, Йылысув, Гоудуш, Хунтуш, Готур, Айнабат, Ахран, Мелеви, Чахарынун, Ханкяриз, Туйли, Кюрахан, Достбагы, Джанабад и др.

Известно также, что в 1925 г. в Багире находилось десять действующих кяризов (Гарачешме, Гараяглы, Ишан — кяриз, Токгала, Авлиз Али, Ойчешме, Нусайчешме, Касымчешме, Балыклы, Паджаяб), на долю которых приходилось 447 литров воды в секунду.

Кяризы поражают своей основательностью и грандиозностью. Например, подземная галерея кяриза Конемурча имеет высоту до 4-х метров при ширине 2 метра! Дурунские же кяризы поражают своей протяженностью. Они питали в древности водовод из жженого кирпича, который тянулся на десятки километров от предгорий до города Шехрислам, расположенного на границе с пустыней.

Мощная система кяризов существовала в местечке Бикрова (ныне Чандыбилский этрап Ашхабада). При раскопках городища Акдепе в Бикрова автор этих строк насчитал

38 заваленных колодцев, тянувшихся по дуге юго-запад-юг и далее на юг до современного автобана. Видимо, колодцев было намного больше, и они тянулись от предгорья к древнему городищу.

Как отмечается в «Обзоре Закаспийской области с 1882 по 1890 годы», в начале 1890 г. только в Асхабадском уезде насчитывалось 17 кяризов и 140 колодцев. Да и в самом Ашхабаде вплоть до 40-х годов XX века действовали четыре крупные кяризные системы.

У туркмен существовал даже культ Шахызенны -покровителя колодезного дела (guyyn piri), в честь которого устраивались жертвоприношения. После снятия верхнего фунта земли мастера колодцев созывали людей на садака в честь Шахызенны, дабы рытье не сопровождалось несчастьями. Начиная от поиска благоприятного места для колодца и до самого окончания работ, мастер молил Шахызенну послать ему удачу.

Всем известно, что вода из кяриза отличается прекрасными вкусовыми качествами, недаром в народе говорят: «Käriz suwy — jan suwy» («Кяризная вода — целительная вода»).

Овез ГУНДОГДЫЕВ,
заместитель директора по науке Государственного института культурного наследия народов Туркменистана, Центральной Азии и Востока при Президенте Туркменистана,
профессор

Журнал "Возрождение №4, 2009"
http://science.gov.tm/library/articles/kyariz/
People are strange... If you are a stranger.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5127
Почва предгорий на большей части своего протяжения сложена лёссовым пролювием — измельченными породами Копетдага, смытыми сюда временными потоками — селями и талыми водами, а также песчинками, принесенными из Каракумов. На лёссах, как известно, развиваются плодороднейшие сероземы. Вот почему в короткую пору весенних дождей в предгорьях и на подгорной равнине мы любуемся таким неожиданным в зоне пустынь густым и пестрым ковром луговой растительности. Но все это еще не сделало бы подгорную равнину полосой цветущих оазисов, если бы не орошающие ее небольшие речки, рожденные в ключах на известняковых склонах Копетдага. Эти речки совсем невелики, но именно поэтому они и были доступны для использования уже в древнейшие времена небольшим группам людей — роду, части рода, племени, вооруженных лишь самой примитивной техникой. А там, где не было и таких, небольших речек, туда воду приводили кяризами — подземными каменными тоннелями, которые строились туркменскими мастерами самым простым инструментом с поразительным искусством. Начинался кяриз в водоносном горизонте где-то выше и с очень малым и равномерным уклоном спускался к оазису, самотеком подавая воду на поля.

Для того чтобы соорудить такую подземную галерею длиной часто в несколько километров, а потом во время пользования чистить ее, рыли по трассе кяриза специальные колодцы. Глубина их на верхнем отрезке достигала нескольких десяткой метров, и отстояли они там на значительном расстоянии один от другого; постепенно книзу, к оазису глубина колодцев уменьшалась до 2,5—3 м, и располагались они близко один за другим. Проникнув через такой колодец в кяризную галерею, попадаешь в тесное подземелье, где всегда царит мрак и душно пахнет плесенью, сырой землей, водорослями.

http://www.turkmenistan.orexca.com/rus/kopetdag.shtml
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5127
Кяризы – древняя система орошения, созданная уйгурами более 2 тыс. лет назад . Полагают что идею и технологию создания кяризов принесли сюда по Шелковому пути древние иранцы. Каризы широко были распростанены в Иране, Средней Азии и даже в Северной Африке. Но возможно эти ирригационные системы развивались паралельно, так как уже в те времена Турфан был цветущим оазисом использующим много воды.

По существу, кариз - это горизонтальная штольня (галерея), которая прокладываеся от будущего поля к водоносным слоям, расположенным у подножья гор, иногда за десятки километров. Штольни через каждые 30-50м вскрываются вертикальными колодцами, через которые вынимался грунт при строительстве и чистках каналов. Колодцы диаметром 1-1.5 м. достигали глубины несколько десятков метров.

Сегодня, как и тысячи лет назад, кяризное орошение в Турфане является основным источником воды для полей. Более тысячи подземных каналов имеют общую протяженность 2500 километров, и все они были вырыты вручную с использованием примитивных инструментов. Это действительно достойно восхищения. Недаром кяризы сравнивают с Великой Китайской Стеной. Еще неизвестно, что потребовало больших усилий и принесло больше пользы создателям.

Туристы сегодня могут посмотреть действующие кяризы и узнать все о них посетив интересный музей кяризов в Турфане.

http://centralasia-adventures.com/ru/chinese_xinjiang/sights/kyariz_old_irrigation_system.html
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5127
До 1970 -75 года был аул (колхоз) имени Буденного. В окрестностях колхоза осталось много кяризов. Следы кяризов видны до сих пор. Во время Великой Отечественно войны жители Ашхабада спасались от недоедания ,ловили голубей в этих кяризах-колодцах
Кяризы-водные подземые коммуникации.
С гор в Ашхабад поступала вода по этим подземным тунелям...Персидский царь Кир осаждая крепости соседей, то и дело попадал впросак. Стоило ему войти в город, а побежденных мирян и след простыл. Будто проваливались они сквозь землю. Об этом писал Геродот. Жители внезапно и таинственно скрывались в подземных водостоках - "кяризах", простиравшихся порой на четыре километра. В Каракумах, как известно, водные запасы большей частью грунтовые, их глубина - от 3 до 300 метров. Вот и рыли тоннели, чтобы помочь воде скапливавшейся у гор просачиваться на низменные оазисы. А точно рассчитаннный уклон, позволял собирать и дождевую воду.

Все эти лабиринты земли обложены в плотных глинах, камнями или древесной арчой, а потому, прочно защищены от загрязнения, и чрезмерного испарения. Эти внушительные скважины у предгорий Копетдага начали бурить вручную более 2.500 лет назад. В Бахардене они и сегодня не нуждаютсяв рекламе. Один такой кяриз заменяет в среднем около двухсот колодцев. Говорят, по всей пустыне - занимающей 80 процентов территории Туркмении их рассыпано более 20.000. Кяризы можно обнаружить до сих пор и в Ашхабаде. Такое уже случалось на объектах жилого массива МИР, при сооружении крытого торгового рынка и полиграфкомбината. Бывало, что и троллейбусы ни с того ни с сего начинали уходить под почву.

http://wikimapia.org/12883975/ru/Колхоз-имени-Будённого
Сообщений: 414
Был такой старый фильм "Голуби живут в кяризах".
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1073
35-летию создания кинокартины «Голуби живут в кяризах» режиссера Баба Аннанова была посвящена творческая встреча, состоявшаяся в ахалском селении Мюрче (этрап Бахарлы). Именно здесь проходили основные съемки фильма, вошедшего в золотой фонд туркменской кинематографии. Гостями местных жителей, многие из которых помнят, как, снимались сюжетные сцены любимого не одним поколением фильма, стали известные деятели культуры, артисты и, конечно, представители уже неполного, к сожалению, творческого коллектива, работавшие над созданием картины. Кульминацией встречи стал показ художественной ленты, отмеченной в свое время различными призами и наградами кинофестивалей.
Фильм, созданный по одноименному рассказу киномастера в 1978 году, стал одной из лучших работ Баба Аннанова, народного артиста Туркменистана и СССР, известного также как сценарист и актер. Им поставлено около десятка художественных фильмов, его перу принадлежит ряд повестей и рассказов. Но самую большую любовь зрителей он завоевал как актер. К примеру, за лучшую мужскую роль - Артыка - в фильме «Решающий шаг» Алты Карлиева по роману Берды Кербабаева, Баба Аннанов был удостоен Государственной премии им.Махтумкули.

Кинодрама «Голуби живут в кяризах» повествует о суровой жизни людей, ведущих поединок с природой в борьбе за свое существование, за приближение великой Победы. На примере жизни небольшого туркменского селения в годы Великой Отечественной войны здесь раскрываются самоотверженность и героизм, с которыми люди преодолевали все тяготы, потери и беды. Несмотря ни на что, они умели радоваться жизни, с искренней надеждой ожидая возвращения с фронтов сыновей, братьев, мужей и возлюбленных.

…В селении с раннего утра до позднего вечера кипела работа, в которой участвовал и стар, и млад - дети, старики, женщины. Жители предгорного сельского района растили урожай пшеницы, щедрость которого зависела как от заботливого ухода, так и от достаточного количества воды. В трудных условиях местные жители сооружали кяризы – подземные каналы, собирающие грунтовые воды и выводящие их на поверхность. Кяризы служили в те времена и водопроводом, и системой орошения полей. А кяризгены – мастера, их создающие, - всегда были в особом почете у туркменского народа.

Наряду с темой патриотизма, фильм отражает национальный колорит, традиции и уклад жизни народа. В нем проникновенно звучит дутар и гопуз. Отметим, что музыку к картине написал выдающийся композитор Нуры Халмамедов.

Любимы и почитаемы зрителями герои фильма, роли которых исполнили народный артист Туркменистана Ата Довлетов, артисты Керим Аннанов, Бахаргуль Керимова, Энвер Аннакулиев и многие другие.

Практически сразу после премьеры в Москве и выхода на широкий телеэкран картина, снятая киностудией «Туркменфильм», обрела славу и популярность на территории всего советского пространства. В 1979 году на всесоюзном кинофестивале в городе Ереван (Армения) Эльвира Кулиева, сыгравшая главную героиню - Марал - стала обладательницей приза «За лучшую женскую роль».

В1980 году на всесоюзном кинофестивале в городе Душанбе (Таджикистан) фильм получил диплом «За лучшее художественно-изобразительное решение», в первую, очередь, благодаря операторской работе в исполнении Овеза Вельмурадова.
Анастасия ЛЕБЕДЕВА
Редактировалось: 1 раз (Последний: 3 апреля 2013 в 23:53)
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад