Советская Социалистическая республика на территории Ирана

  
Сообщений: 36

* * *

У меня все школьные годы сохранялось твердое убеждение, что рядом, в Иране (Персии), иранскими дехканами воздвигнут точно такой же памятник Ленину, как в Ашхабаде. От кого я могла это услышать  - не помню. Но уверенность в этом факте жила во мне долго. (Может быть, ее подпитывало наличие на первом гербе Туркме-нии надписи на персидском языке). Сейчас размышляя на эту тему, я предполагаю, что такая ошибочная версия могла быть  кем-то озвучена, исходя из того  действи-тельного факта, что на территории Ирана существовала Советская Социалистическая республика. Конечно, временно.
Вообще история временных советских республик отдельная интересная тема. Они существовали как на территории России, так и за ее границами. Примерами пер-вых являются, например, Донская советская республика. Временные республики об-разовывались во время гражданской войны большевиками, чтобы узаконить совет-скую власть на контролируемых ими территориях. В дальнейшем независимость этих временных советских республик не предполагалась.
Предпосылкой достижения глобальной цели коммунистов – охват всего земно-го шара Всемирной революцией - являлась  необходимость расширения своего влияния на территории за пределами России. Тактика таких действий, масштабиро-ванная в соответствии с целью,  была перенята от самодержцев российской импе-рии: в своих геополитических устремлениях они, например, на Ближнем  востоке создавали, скупая земельные участки, центры паломничества. Естественно, такие места предполагали создание развитой инфраструктуры. Дальше – больше… и – по-шло-поехало. Вернее, поехали. Большевики на Ближнем  востоке начали с Ирана. Здесь в одной из провинций северного Ирана, а именно в провинции Гилян, которая после выигранной персидско-русской войны (1723 год) отошла к России, а затем снова возвращена Ирану в знак совместной «дружбы против Турции» (1739 год), в 1905-1911 годах находился центр национально-освободительного движения (Иран-ское революционное движение). Причинами возникновения такого движения явля-лось недовольство мелкой буржуазии, либерально настроенной интеллигенции, крестьянства частичной оккупацией Ирана, честно придерживающегося нейтралите-та, после окончаний Первой мировой войны  английскими, турецкими и русскими войсками.  После революции это движение трансформируется в партизанское (дви-жение дженгелийцев, от слова дженгель – лес), возглавляемое двумя местными аполо-гетами марксизма, одним из которых был сын торговца Мирза Кучек-Хан Джангали, перс по национальности.  
Как раз в это время моряки Волжско-Каспийской флотилии под командованием Федора Раскольникова и Серго Орджоникидзе берут курс на иранский порт Энзели, чтобы вернуть корабли, уведенные белогвардейцами Деникина из России. Англий-ские войска, удерживающие город-порт, пренебрегают выдвинутым большевиками ультиматумом, начинаются боевые действия. В результате англичане (и белогвар-дейцы) отступают. Корабли вновь становятся российскими. «Штурм Энзели описан самим Раскольниковым неоднократно. Я привожу только некоторые цифры, кото-рых у Раскольникова нет. Молодая Советская республика получила в результате этого смелого рейда 50 судов, 30 самолетов, пять тонн снаряжения» (В. Шаламов. «Федор Раскольников»).
События в Гиляне привлекли внимание Москвы – провинция казалась надеж-ным плацдармом для продвижения революции в страны Востока. В этом ее убедили все те же Раскольников и Орджоникидзе. Последний передает в Москву: «Мое мнение - с помощью Куче - хана и персидских коммунистов провозгласить Советскую власть, занимать города за городами <> Всё будет сделано с внешней стороны вполне при-лично». Но, боясь обвинения в «красной интервенции», в Москве обсудили этот во-прос на заседании Политбюро ЦК РКПб. Троцкий передает сообщение Раскольнико-ву: «Всемерное подчеркивание нашего невмешательства…дабы не вызвать подоз-рений в стремлении к захвату. <> Оказать всемерное содействие Куче - хану и вооб-ще освободительному движению в Персии оружием, инструкторами, добровольцами, деньгами и прочим, сдав Кучек- хану занимаемую нами ныне территорию. <> Тайно помочь поставить в Персии советскую агитацию и организацию». Надо знать, что на территории Ирана находилось много казачьих селений, проживало много русских. Правда, большая их часть не поддерживала советскую власть.
В Энзели с благословения Москвы состоялась встреча Орджоникидзе и Рас-кольникова с Кучек-ханом. Последнему было предложено принять вооружение, ото-бранное у англичан и белогвардейцев, и использовать его в борьбе за независи-мость Ирана.
Наладив сотрудничество с Кучек-ханом, Москва стала работать над созданием коммунистической партии Ирана. Основой такой партии стала «Справедливость» - партия, существующая в Азербайджане и Туркестане с 1917 года. В нее стали активно привлекать иранцев, временно проживающих на этих территориях, и русских из ме-стных жителей, хорошо владеющих языком. Партия переименовывается в ИКП — Иранскую Коммунистическую Партию (ИКП). Во главе ее поставили Султан-Заде (та-кой  псевдоним был выбран, чтобы походить на настоящего иранца; настоящая фа-милия  - Микаэлян), никогда даже и не бывавшем в Иране. В Баку начали формиро-вать военные отряды ИКП – части будущей Персидской Красной армии. Они были сформированы из людей, внешне похожих на персов. Эти части, а также некоторое число членов ИКП были переправлены через Каспий в расположение подразделений Кучек-хана. Такой разворот событий был для него неожиданным. Тем временем в провинции стали появляться и другие части Красной армии. В июне 1920 года ЦК ИКП провозгласил создание Гилянской Советской Социалистической Республики. Правительство республики возглавил Кучек-хан.  Ему, председателю Совнаркома персидской республики,  вручают советский орден Красного Знамени.
В августе Персидская Красная армия делает попытку  наступления на соседнюю провинцию, имея планы в перспективе идти на Тегеран. Что же шах*? Он, естествен-но, был недоволен событиями, разворачивающимися в Северном Иране. И попытка Кучек-хана была пресечена шахскими войсками.

* Тогда им был Ахмад-шах Каджара

А тут возникли проблемы с самим Кучек-ханом. Он категорически был против аграрной реформы и других социалистических преобразований. Вот здесь начина-ются разногласия в и без того скудных источниках информации.  В одних из них го-ворится, что Кучек-хан сам ушел из правительства, и без него сформированное ком-мунистическое правительство проводит аграрную реформу и развертывает актив-ную антирелигиозную пропаганду (Надо сказать,что Кучек-хан был до революции религиозным деятелем.) По другим  - с воникновением связанных с Кучек-ханом проблем, было решено его устранить. Предупрежденный о таком решении в отно-шении него, Кучек-хан скрылся с надежными для него людьми в труднодоступной местности. Он уже понял, что был использован и обманут – ведь ему обещали совет-ское невмешательство во внутренние дела республики, но его сил не хватало для вооруженной борьбы с практически оккупировавшими Гилян большевиками.
Освобождать Гилян от большевиков могли бы  английские и шахские войска, но до столкновения с ними дело не дошло. Решительный удар под Рештом – столице Ги-ляна – нанесли  Персидской Красной армии казаки русского царского «персидского корпуса».   К зиме остаток отряда Кучек-хана, истощенный длительными переходами и голодом, был загнан шахскими войсками в горы. В декабре 1921 года голова по-гибшего от холода революционного дервиша была доставлена шаху. К ногам прави-теля ее бросил военный министр, русскоязычный казачий генерал Реза Хан Пехлеви, начавший службу в Персидской казачьей бригаде рядовым (а  в 1925 году сам объя-вивший себя шахом). Новое правительство республики бросило все на произвол судьбы и бежало. Таким образом, Персидская Советская Социалистическая респуб-лика просуществовала меньше года.

Я могла бы «расцветить» свое повествование в этой части именами С. Есенина, В. Хлебникова, Я. Блюмкина – благо в Интернете хватает материалов на тему связи вы-шеупомянутых поэтов и политического авантюриста с событиями в Гиляне. Но, если, Хлебников действительно был, как говорится, на месте событий (был лектором в час-тях Красной армии, вступившей на территорию этой северной провинции Ирана), то написание Есениным «Шаганэ, ты моя Шаганэ» и вообще всего персидского цикл сти-хов  якобы после пребывания его там вместе с Блюмкиным, доказывается только косвенно и весьма не убедительно. Поэтому не буду вовлекать вас в литературные мистификации.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад