Европейские супермаркеты заждались товаров made in Ukraine

  
Грамота
Сообщений: 572
Оксана Полищук, Киев.
В Европе - бум спроса на украинские товары. Об этом заявил Пебе де Йонг, руководитель компании Global Trade Center (Польша), организатор East Meets West - конференции для представителей производителей и торговых сетей. Причем, если ранее лидером по импорту товаров из Украины была Польша, то сейчас ими активно интересуются страны Западной Европы. О постоянно растущей популярности украинских товаров свидетельствуют результаты бизнес-встреч, состоявшихся еще в ноябре прошлого года, европейские торговые сети заключили около 30 контрактов с отечественными производителями и дистрибьюторами нашей продукции. Оказывается, не так уж страшна европейская торговля, как ее малюют...

Европейцы охотно будут пить молоко украинской коровы. Но если та будет жить на свежем воздухе...

“Сегодня для европейцев важно покупать не только дешевую, но и качественную здоровую пищу, которую как раз и производят в Украине», - отметил Пебе де Йонг. В свою очередь, как рассказал Лукаш Голубович, президент компании Blue Pear International (Нидерланды), страны Западной Европы ценят, в первую очередь, инновационные товары из Украины, а также те, которые успешно заменяют на полках супермаркетов либо дорогую европейскую продукцию, либо менее качественную. Оказывается, европейцы очень любят такие дешевые и качественные украинские продукты как мука, сахар, снеки, растительное масло.

«Мы даже готовы пригласить украинских товаропроизводителей из числа малого и среднего бизнеса к себе на полки бесплатно, чтобы те смогли презентовать свою продукцию нашим покупателям напрямую. Потому считаем, что у ваших товаров есть большая перспектива на нашем рынке», - говорит Золтан Обос, директор нон-фуда розничной сети СВА (Румыния).

Интересная тенденция наблюдается на рынках Восточной Европы (Румыния, Болгария, Венгрия), где с украинскими товарами местные потребители уже познакомились, в частности, и благодаря контрабанде. «Между Румынией и Украиной существует большой черный рынок. Украинская продукция поступает в нашу страну нелегально. И это не только сигареты, но и халва, шоколад и другие продукты. Поэтому у нас и возник закономерный вопрос: почему бизнес не может завозить продукты украинского производителя легально? Ведь на опыте черного рынка мы увидели, что это очень качественный товар с хорошей ценовой политикой», - пояснил Золтан Обос.

Вообще, по словам господина Голубовича, скорость проникновения украинских товаров на европейский рынок несколько пугает производителей и поставщиков из ЕС. При этом представитель нидерландской торговой сети заверил, что ни конкуренции, ни обязательной сертификации не стоит бояться. «В Украине предприниматели адаптивные и гибкие. Поэтому они гораздо быстрее осваиваются с сертификацией, чем, например, в свое время, поляки», - добавил он.

Хотя действительно, иногда «продуктовые» европейские стандарты могут быть странными и не совсем понятными для украинцев. В некоторых европейских государствах считается, что коровье молоко может быть качественным и экологически безопасным лишь тогда, когда корова находится на свежем воздухе не менее 9 часов в сутки и 180 дней в год. В Украине выдержать такие стандарты ведения молочного бизнеса не всегда возможно из-за более сурового климата. «Но в таком случае, нужно обращаться в органы сертификации с соответствующими аргументами. И, обычно, они соглашаются адаптировать требования для производителей из других стран», - утверждает Лукаш Голубович.
Как минимум, потребителями украинских продуктов в Европе могут быть украинские заробитчане, уверен Пебе де Йонг. По его словам, очень показателен пример Польши: когда поляки массово поехали на заработки в Западную Европу, за ними плавно двинулись и польские производители, поскольку работники с удовольствием покупали на чужбине "родные" привычные продукты. А учитывая, что в последние годы польские компании массово нанимают украинцев (по разным данным около 1 млн граждан), то для отечественных производителей это прекрасные перспективы «кормить» своих соотечественников за рубежом.

Также украинцы лидируют в получении видов на жительство в Чехии, Словакии, Литве и Эстонии. То есть, можно утверждать, что в странах ЕС уже сформировалась многомиллионная аудитория потенциальных покупателей украинских товаров. И это одна из причин расширения экспансии украинских товаров на полки тамошних магазинов.

На первых порах европейцы советуют украинским производителям начинать продвижение своего продукта с соседних стран — не стоит пытаться попасть сразу на полки супермаркетов в старой Европе, если под боком вполне платежеспособная Польша. И при этом лучше всего взять пограничные области, где можно отыскать небольшие сети магазинов. Нет необходимости пытаться углубляться сразу и далеко. К тому же небольшие торговые сети более гибкие, менее забюрократизированы, и не столь требовательны к сертификации. Советуют начинать поставки товаров с небольших партий, чтобы понять, что именно придется по вкусу европейскому потребителю, который очень отличается даже в пределах одной страны. Например, в одной части Германии больше любят соленое, в другой — кислое, в подобных нюансах стоит разобраться до того, как принимать решение о выходе на рынок.
А что думают о продуктовой экспансии украинские бизнесмены?

Они уже поняли: чтобы выходить на европейские рынки, нужно максимально широко знакомить тамошнего покупателя со своей продукцией. «Неприятие европейскими потребителями наших продуктов может возникнуть лишь из-за незнания их качеств, поскольку по цене мы выигрываем конкуренцию на высококонкурентном европейском рынке. Например, наши игристые вина, произведенные по классической технологии шампанских вин, по вкусу ничем не уступают французским, которые хорошо известны в Европе. А вот про украинские игристые там до определенного времени никто особо и не знал», - говорит Наталья Лысенко, экспорт-менеджер компании АРТВАЙНЕРИ (производство игристых вин). По ее словам, европейцы, особенно жители Восточной Европы, охотно знакомятся с продуктовыми новинками, поэтому их дистрибьюторов достаточно легко убедить и заинтересовать в сотрудничестве. «Конечно, придется приспосабливаться к правилам сертификации и торговли. Например, мы уже понимаем, что придется существенно доработать сопроводительную информацию на этикетке, немного изменить дизайн упаковки. Но самое главное препятствие для отечественных производителей в сотрудничестве с торговыми сетями Европы — это в основном отсрочки оплаты за поставки товара. Там она может достигать 60 дней (как, собственно, и в Украине). Поэтому мы ищем те сети, которые готовы с нами разделить риски валютных курсов и нереализованных остатков. В остальном, особых препятствий в доступе на полки европейских магазинов нет», - делится впечатлениями Наталья.
По мнению же Юлии Романцовой, коммерческого директора компании «Май Фудс» (производство и фасовка чая),  проблема ещё и
в том, что украинские предприниматели не всегда умеют продавать свой товар на зарубежном рынке. Например, упаковка может быть не адаптирована к восприятию местного потребителя, или вкусовые качества продукта к его привычкам. Вот у нас в Украине пьют больше черный чай, а в других странах любят зеленый или миксы. В таких нюансах нужно особенно разбираться”, - замечает госпожа Юлия.

При этом, по ее словам, отечественные производители часто ошибаются с выбором цены, и иногда значительно занижают ее, боясь, что товар не купят. Однако главная ошибка небольших производителей в том, что они не считают нужным заниматься маркетинговым продвижением, считая, что платить 5-10% от объемов реализации на рекламу - это неоправданно дорого.

Также недостаточно четко анализируют внутренние регуляторные правила и стандарты. “В большинстве стран Европы полагаются штрафные санкции за ошибки в маркировке, упаковке не только дистрибьютора, но и на производителя. Немцы, например, могут проверить соответствие информации на упаковке ее содержимому. Однажды украинскую водку, этикетка которой была иллюстрирована картинкой пшеничного поля, немецкие контролеры проверили на наличие зернового спирта. Они обнаружили, что спирт был сделан не из пшеницы, а из кукурузы, и впаяли производителям штраф за обман потребителя. Несмотря на то, что производитель честно указал: изготовлена из спирта класса люкс. Оказывается, в Украине ГОСТы позволяют производить такой спирт из различных зерновых - и большая часть украинского спирта (около 60%) производится из кукурузы, которая дает больший выход спирта”, - рассказала госпожа Юлия. Другими словами, даже если европейские партнеры настоятельно приглашают к себе, тщательная подготовка к выходу на их рынки не отменяется. В первую очередь, необходимо изучать местное законодательство и правила, иначе экспортная карьера может в один момент закончиться из-за, казалось бы, мелочи.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5120
Контрабанда и диаспора - неожиданные факторы маркетинга smile
Грамота
Сообщений: 572
Astra:

Контрабанда и диаспора - неожиданные факторы маркетинга smile

Неожиданные они лишь на первый взгляд. Между Украиной и странами Восточной Европы давно уже нет железного занавеса. Жители многих приграничных районов раньше часто ездили к родственникам или на заработки в ближнее зарубежье, запасаясь в Украине более дешёвыми качественными продуктами. Ну, а сейчас, когда безвиз в действии, в ближнем зарубежье живёт, работает, находятся в турпоездках в разы больше украинцев. И многие из них вовсе не собираются менять свой привычный рацион питания. Поэтому зарубежным маркетам действительно выгодно иметь на полках качественные недорогие украинские товары. Поделюсь личными впечатлениями на эту тему.
Месяца через 3-4 после приезда на Мадейру я понял, что мне ужасно не хватает кисломолочных продуктов: кефира, ряженки, сметаны, а также маринованных помидоров или огурцов, копчёной рыбы. Ничего этого в продаже не было (там всё только свежее), пришлось самим солить, например, помидоры. Из отпуска я привёз копчёную скумбрию, угостил главу торговой фирмы, где я работал. Ему так понравилось, что через месяц он где-то закупил небольшую партию копчёной рыбы, но она оказалась пересоленной. Первый блин получился комом... Позже он спросил, что это за коричневая крупа(гречка), о которой часто спрашивают в магазинах украинцы. Закупил немного, но она была зелёная, не жаренная. Мы боялись, что не продаст, однако наши выкупили всё. Мой родной брат остался жить в Португалии, сейчас в Лиссабоне он владеет двумя продуктовыми магазинами, ориентированными на украино-русско-молдавско-румынского покупателя. А я, время от времени, отправляю ему наши украинские товары, в основном кондитерка(печенье, пряники, халва, конфеты), фасованные крупы(гречка, пшено), кетчуп, майонезы, приправы. Видеокамеры, установленные в магазинах, выведены и на мой компьютер, поэтому я часто вижу, как наш украинский товар с удовольствием покупают и португальцы. Так что скажу откровенно -- нам не стыдно за качество многих украинских продуктов.
Что касается контрабанды, то она "ярко расцвела" в первое десятилетие независимости Украины. Не буду утверждать, что она отсутствует в нынешнее время, но её потоки значительно сократились по двум причинам. Во-первых, сейчас есть возможность на законных основаниях прибыльно осуществлять коммерческую деятельность между субъектами, находящимися в разных странах. Во-вторых, борьба с коррупцией приносит свои плоды -- ловят и сажают за контрабанду и рядовых жителей Украины, и пограничников, и таможенников, и дипломатов, и депутатов. Как говорится, процесс идёт...
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад