Малоизвестная страница гражданской войны: подводные лодки на Каспии

  
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5127
Малоизвестным фактом является то, что в ходе гражданской войны на Нижней Волге и Каспии использовались не только броневики, самолеты и надводный флот, но также подводные лодки.

Идея переправить подводные лодки с Балтики на Каспий родилась в голове Иосифа Сталина в августе 1918 года. В то время он возглавлял оборону Царицына от войск атамана Краснова. Свои соображения по этому поводу он изложил в письме В.И. Ленину. «Идет борьба за юг и Каспий, - писал он в послании. – Для оставления за собой всего этого района…необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок… Умоляю Вас разбить все преграды и тем облегчить – двинуть вперед дело немедленного получения требуемого».

Сталин пытался таким образом сформировать Каспийскую флотилию для борьбы с господствующим в Каспийском море английским и деникинским флотом. Шла жестокая борьба за единственный источник углеводородного сырья – бакинскую нефть. Ленин отреагировал молниеносно. В штаб Балтфлота ушла директива «для немедленного исполнения». Владимир Ильич требовал отправить по Волге не две, а четыре подводных лодки. Командующий Балтфлотом с вождем пролетариата спорить не стал. Памятуя о недавнем расстреле своего предшественника адмирала Щастного, он отписал распоряжения проектировщику подводных лодок профессору И.Г. Бубнову. Бубнов направил руководству Балтийского завода задание отремонтировать старые, прошедшие тихоокеанскую стихию, малотоннажные подводные лодки «Миногу», «Макрель», «Касатку», «Окунь».

Надо сказать, что морские инженеры и военачальники, участвовавшие в проекте, были убеждены не только в безграмотности тех, кто поставил перед ними подобную задачу, но и в их беспросветной глупости. Подводные лодки в Северном Каспии были также бесполезны, как и в степях Украины. Эта зона Каспийского моря крайне мелководна. В то время глубина здесь колебалась от 1,5 до 6 метров (при высоте самой лодки в два метра). «Эта часть Каспийского моря представляет как бы высыхающее солончаковое озеро, обмеляемое постоянно наносами Терека, Кумы, Волги и Урала; наибольшее обмеление замечается в северо-западном углу, - докладывали в Морскую коллегию гидрографы. - Вся северная часть Каспийского моря покрывается сплошным льдом с половины ноября до половины марта. Отсутствие приметных природных ориентиров на побережье и его однообразие серьезно затрудняют навигацию». «Обмеление является непреодолимым препятствием для развития мореплавания в этой части Каспийского моря», - сделали неутешительный вывод эксперты.

Две «малые» подводные лодки «Минога» и «Макрель» прибыли на транспортерах по железной дороге с петроградского Балтийского завода на станцию Увек под Саратовом. К их приезду на берегу Волги был сооружен слип с салазками. Во время спуска все трущиеся поверхности были смазаны тонной животного жира. Спуск производился с помощью системы двадцати тонных домкратов Беккера. При спуске «Миноги» не обошлось без происшествия. Один из инженеров не выполнил приказ чрезвычайного комиссара и вместо японского стального троса использовал пеньковый. Трос незамедлительно лопнул. Только по счастливой случайности лодка не опрокинулась и не пострадала. Провинившегося инженера тут же арестовали чекисты.

В конце октября субмарины ушли на буксире в Астрахань, сделав короткую остановку в Царицыне. В это время у станции Бологое на транспортеры грузились еще две подлодки. Прибыв в Саратов, они застали Волгу скованную льдом. «Окунь» и «Касатка» провели зиму в затоне Князевка и лишь весной 1919 года на короткое время пополнили Астраханскую Каспийскую военную флотилию (АКВФ).



Командовал Каспийским дивизионом подводных лодок Ордовский-Танаевский, который в начале апреля бежал из Астрахани на моторном баркасе в Петровск (Махачкалу) к белым. Каспийский флот красных до 1919 года имел только одну базу – в Астрахани. Необходимо было добыть в боях хотя бы еще одно место для дислокации военных кораблей. 30 апреля суда АКВФ высаживают десант в 400 бойцов на берег Тюб-Караганского залива и захватывают Форт Александровский (с 1939 года Форт Шевченко, Казахстан) с целью использовать его и стоянку в заливе в качестве маневренной базы флотилии.

Расположенный на берегу полуострова Мангышлак, форт занимал ключевое положение в центральной части Каспийского моря, но, не имея сухопутных коммуникаций, всецело зависел от морского подвоза. 7 мая отряд судов АКВФ вышел из Астрахани в Тюб-Караганский залив. Навигационно-гидрологические условия не позволяли вести активные боевые действия, базируясь на Астрахань, отделенную от моря сорокомильным мелководным каналом. Его глубина при сгонных северных ветрах уменьшалась до двух метров. В составе отряда были подводные лодки «Минога» и «Макрель». В перспективе командующий АКВФ планировал высадить десант в Петровске и захватить его.

21 мая отряд противника в составе шести вооруженных пароходов, укомплектованных английскими офицерами с русскими машинными командами, подошел к Тюб-Караганскому заливу с запада. Руководил операцией командующий английским флотом на Каспии коммодор Норрис. Он решил атаковать силы красных на рейде Форта Александровский. В результате пяти часового боя флот красных был разбит.

В ходе боя подводные лодки «Минога» и «Макрель» не смогли осуществить ни единой торпедной атаки из-за малых глубин. Однако, в конце концов «Макрель» напугала своим перископом коммодора Норриса, который развернул свои корабли и ушел восвояси. «Минога» же запуталась в стальном швартовом тросе и лишь благодаря мужеству экипажа сумела освободиться и отплыть вслед за отступающим флотом. 24 мая она прибыла в Астрахань с сильно обгоревшей надстройкой и с перегретыми дизелями. Так закончился единственный бой двух балтийских подводных лодок на Северном Каспии. «Окунь» и «Касатка» в боевых действиях не участвовали. Они прибыли в Астрахань сразу после «драки» 24 мая. И уже 3 июня все подлодки отправились вверх по Волге в Нижний Новгород. Реввоенсовет республики опасался, что наступающие на Царицын и Астрахань войска Врангеля могут захватить суда АКВФ.

6 июля 1919 года разведка белых, захвативших 30 июня Царицын, докладывала руководству, что подводные лодки красных на буксирах проследовали вверх по Волге. Почему врангелевцы не попытались захватить их или нанести какой-либо вред, непонятно. 3 августа все четыре лодки были задержаны по пути в Нижний Новгород из-за мелководья под Казанью. Там, близ Паратского затона, они и остались зимовать до будущего года. Весной 1920 года каспийские подлодки вновь оказываются в Астрахани. В июне их база перемещается в освобожденный от белых Баку. 14 сентября оставшиеся в Баку подводники во главе с новым начальником дивизиона В.Н.Калининым приступили к разборке механизмов подводных лодок и отправке их в Николаев. В 1924 году легендарные субмарины пошли на слом.

http://newday.one/novosti/4137-sekretnaya-operaciya-stalina-submariny-v-boyah-grazhdanskoy-voyny-na-volge-i-kaspii.html
Редактировалось: 4 раз (Последний: 6 июля 2016 в 11:04)
Грамота
Сообщений: 545
Смешно. Не думал, что Сталин был такой малообразованный.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 1058
"Надо сказать, что морские инженеры и военноначальники, участвовавшие в проекте, были убеждены не только в безграмотности тех, кто поставил перед ними подобную задачу, но и в их беспросветной глупости." - Получается скрытая диверсия, раз они не выступили против этой авантюры.
ГрамотаМедаль
Сообщений: 5127
MIRAK:
Получается скрытая диверсия, раз они не выступили против этой авантюры.
Могли расценить как саботаж их нежелание отправлять подводные лодки. Времечко было еще то.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.

← Назад